А снег не знал и падал...

А СНЕГ НЕ ЗНАЛ И ПАДАЛ...

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Привычные нам городские снегоуборщики оснащены лишь скребками, на языке профессионалов - отвалами для сдвигания снега к обочине. Но есть гораздо более интересные машины. По-военному вышколенный трудяга "Мерседес-Бенц Унимог" надежен и обладает уникальными возможностями. Где вы видели, чтобы педальный узел, комбинацию приборов и руль можно было... сдвинуть с левой стороны на правую, всего лишь повернув ручку-блокиратор? Сделано это не ради праворульных стран, а для удобства водителя. Ведь очищать от снега правую обочину сподручней сидя справа.

Специфика службы диктует особый подход к планировке шасси, прежде всего - к габаритам. Например, "Унимог" 300-й серии при ширине около 1,7 м как нельзя лучше подходит для работы на узких улочках, где появление солидного "3000-го" уборщика попросту парализовало бы движение. При этом даже самый легкий "Унимог" возит до 2 т грузов, а грузоподъемность наиболее мощных версий достигает 16 т!

Рулевое управление немецких машин тоже необычно. Есть модификации с управляемыми задними колесами - такие способны развернуться буквально на пятачке. Как только машина набирает скорость, положение задних колес автоматически фиксируется. Трансмиссия насчитывает до 24 ступеней, что позволяет варьировать скорость от 7,7 до 80 км/ч. Управлять трансмиссией с последовательным переключением передач помогает электропневматическая система "Теллигент".

"Унимоги" оснащают широкой гаммой дизелей мощностью от 84,5 кВт/ 115 л. с. до 206 кВт/280 л. с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Но самое интересное все же навесное оборудование: тут множество вариантов отвалов, разбрасывателей песка, шнекороторов самых разнообразных конфигураций. Чего стоит шнек, приводимый... отдельным дизельным мотором мощностью под 700 "лошадей"; такой способен отправить "в утиль" до 7 т снега в час! И еще одна диковина: на многих версиях "унимогов" стоят хитроумные замки навесного оборудования, чтобы менять "насадки", не выходя из-за руля.

РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ

Такие машины мало кто видел - ведь на их "поле боя" не ходят и не ездят посторонние, зато разгоняются и тормозят самолеты. Здесь свои правила: уборщики аэродромов не только отскребают взлетно-посадочные полосы с помощью огромных 5-метровых отвалов и щеточных роторов, но и сдувают с бетона влагу и пыль. Для этого машины оборудуют генератором воздушного потока, который может выполнять функцию пылесоса или фена. В качестве газоструйной установки, как правило, используют авиационный двигатель.

После обильного снегопада спецавтомобили сначала "утюжат" полосы, убирая основной слой снега. Затем растапливают наледь, щедро разливая жидкие реагенты или разбрасывая гранулированные. Потом просушивают покрытие или продувают его холодным воздухом.

Масса ощетинившихся навесным оборудованием машин порой достигает 30 с лишним тонн. При этом напряженный график работы требует высокой производительности и скорости. Поэтому аэродромно-уборочные автомобили строят на шасси тягачей с мощными двигателями. Например, 15-метровый белорусский "Амкодор-9561" выполнен на базе одноосного "МоАЗ-6442". Его дизель развивает 165 кВт/225 л. с. и позволяет производить уборку на скорости до 44 км/ч.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Халф-пайпы, карвы, апре-ски... если эти слова что-то значат для вас, вы имеете отношение к горным лыжам. Коли так, термин "ратрак" вам тоже хорошо знаком. Поклонники шахмат и водного поло справедливо потребуют объяснений.

Ратраками называют широкогусеничные тракторы с навесным оборудованием для работы на снежных склонах. Это элитная порода снежных машин. Дизайн некоторых разрабатывают такие гранды стилистики, как "Пининфарина"! Из-под карандаша ее спецов вышел, например, новейший итальянский ратрак "Принот-Ляйтвольф". Кстати, основатель фирмы Эрнст Принот в прошлом - автогонщик, призер формулы 1 сезона 1961 года. Крутой поворот в карьере принес Приноту даже большую славу: его ратраки есть в арсенале, наверное, каждого второго горнолыжного курорта.

Основные принципы конструкции просты: машина обязана быть устойчивой, тяжелой и мощной. В ее задачи входят уборка и утрамбовка снега, выравнивание склона, срезание лишнего покрова и создание искусственных бугров, прокладка лыжни и трасс для прогулок, транспортировка людей и грузов. А еще ратрак должен играючи взбираться по чрезвычайно крутым склонам.

Для эффективного уплотнения снега ратраки нередко делают массой под 10 т. Особое внимание уделяют системам антиопрокидывания. Чтобы машина уверенно преодолевала подъем в несколько десятков градусов, ей требуются цепкие "когти" и мощный мотор. "Принот-Ляйтвольф" щеголяет алюминиевыми траками гусениц, усеянными победитовыми шипами и гидропневматической подвеской, гасящей вибрации от неровностей. Выдержать нагрузки кузову позволяет "скелет" - трубчатая пространственная рама. Трактор движет рядный 6-цилиндровый 12-литровый дизель МАН мощностью 320 кВт/435 л. с. и крутящим моментом 2000 Н.м при 800-1400 об/мин.

Максимальная скорость ратраков редко превышает 25 км/ч - быстрее не нужно. Зато машины способны развернуться на месте и за час "укатать" 100 000 м2.

Основное "оружие" ратраков - ножи-отвалы и фрезы. Именно последним горнолыжники обязаны идеальными трассами. На "Приноте-Ляйтвольф" фреза самостоятельно адаптируется к рельефу. А последнюю операцию на уплотненном снегу делают особыми пластиковыми гребнями. Для беговых трасс фрезы оборудуют специальными лыжепрокладчиками.

Несмотря на обилие электроники и вспомогательных систем, ратраки требуют квалифицированного "присмотра" водителя-оператора. Управление оборудованием выносят на руль, поэтому вести машину и "гладить" склон можно без лишнего напряжения. А информация о скорости, глубине среза снежного покрова и т. д. выводится на большой контрольный дисплей.

Интересно, какими будут снегоуборщики лет через 100? Может, механизированных "дворников" научат работать без помощи человека, а зимние дороги станут такими же сухими и гладкими, как летом? Главное, чтобы люди окончательно не разрушили экосистему и зимой все-таки выпадал бы снег. На радость детворе и лыжникам.

Появись "Амкодор-9561" в городе, он бы, несомненно, произвел фурор.

При уборке узких улиц и тротуаров "Унимог-U300" незаменим (слева).

На многих версиях "унимогов" по желанию заказчика педальный узел и рулевую колонку делают сдвижными.

Сгрести снег - полдела. В горах с дорог необходимо убирать камни и грязь.

Благодаря развитым грунтозацепам и мощной лебедке ратрак взбирается на самые крутые холмы.

Гусеницы ратрака "Пистенбулли" выглядят очень внушительно.

Ратраком "Паркбулли" управляют с помощью единственного многофункционального джойстика.

Подпишитесь на «За рулем» в