Колеса фортуны

КОЛЕСА ФОРТУНЫ

ТЕХНИКА

самые-самые

ПОСЧИТАЕМ КОЛЕСА

КОЛЕСА ФОРТУНЫ

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Сколько колес у вашего автомобиля? Большинство, не мешкая, ответит - четыре. Но в необъятном автомобильном мире встречаются и такие диковинные "звери", как двух- или... 200-колесные машины.

ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ

В далеком 1912 году юрист Петр Шиловский привез в Англию и показал инженерам фирмы "Вулзли тул энд мотокар компани" проект удивительного транспортного средства - четырехместной машины, удерживающей равновесие не только в движении, но и на месте, будучи... двухколесной! Секрет автомобиля Шиловского крылся в использовании гироскопа, роль которого играл полутонный маховик диаметром более метра с двумя маятниками. Вращал гироскоп электромотор мощностью 1 кВт, подключенный к основному двигателю.

Англичане приняли проект, и уже через год гироавтомобиль был построен: почти трехтонный пятиметровый монстр. В 1913 году успешно провели первые ходовые испытания. Машину завели, и когда маховик набрал обороты, Шиловский убрал два маленьких дополнительных колеса, удерживающих автомобиль с выключенным мотором в вертикальном положении. Как и рассчитывал конструктор, гиромобиль упорно не желал падать - даже при попытках раскачать его.

Вскоре состоялся первый публичный показ гироавтомобиля в Лондоне, произведший, разумеется, сильное впечатление. Изобретение было запатентовано, но дальше дело не пошло - Первая мировая перечеркнула планы конструктора.

Идею гироавтомобиля забыли до 1962 года, когда американская фирма "Гиро трэнспорт системс" спроектировала "Гиро-Икс". Низкий и узкий спортивный автомобиль массой 1850 фунтов (839 кг) с обтекаемым кузовом и 80-сильным бензиновым двигателем развивал скорость под 200 км/ч! В "Гиро-Икс" был использован 12-килограммовый гироскоп, вращавшийся со скоростью 4000-6000 об/мин и развивавший момент 1762 Н.м.

Для популяризации проекта автор идеи часто появлялся на публике, которая не верила своим глазам: благодаря специальному устройству "Гиро-Икс" проходил поворот, эффектно заваливаясь в противоположную сторону! Обычно же машина ввинчивалась в крутой вираж, гордо удерживая строго вертикальное положение.

Когда двигатель выключали, гироскоп продолжал по инерции вращаться и удерживать машину еще на протяжении 20-30 минут, а если риск падения возрастал, "Гиро-Икс" выпускал из-под днища маленькое парковочное "шасси".

Но как и в начале века, дальше экспериментальных образцов дело не продвинулось.

СОРОКОНОЖКИ

Многоосные машины давно находили применение в самых разных сферах жизни, даже в автоспорте. В сезоне формулы 1 1976 года участвовал шестиколесный "Тиррел-Р34"! Позже над подобными автомобилями работали "Вильямс" и "Феррари", но в 1982 году крест на экспериментах поставили технические требования формулы 1.

Сегодня многоосной легковой техникой в основном балуют посетителей выставок. Например, пару лет назад в Женеве показали японо-итальянский прототип KAЗ (см. ЗР, 2001, № 8) - восьмиколесный мини-вэн длиной 6,7 м, вмещающий восьмерых пассажиров. Три оси чудо-автомобиля сделали управляемыми, подвеску - гидропневматической, а в каждом колесе спрятали по 55-киловаттному электромотору, которые "кормятся" от литий-ионных батарей. Суммарная мощность 440 кВт позволяла развивать скорость около 300 км/ч! В принципе, КАЗ ориентировочной ценой три сотни тысяч долларов готовы производить хоть сейчас, были бы заказы.

Но гораздо ближе к жизни творения дизайнера и инженера Франко Сбарро, прославившегося необычными концептуальными машинами. В память о пробеге гусеничных "ситроенов" по Азии в 1931-1932 гг. фирма "Сбарро" сделала полноприводный грузопассажирский "Круазьер Жон" (Croisiere Jaune - "Желтый рейд") на базе "Ситроена-Берлинго".

Стандартную машину удлинили и превратили в восьмиместную, дополнив еще одним задним мостом. Привод четырех задних колес можно отключить. По мнению изобретательного швейцарца, такое транспортное средство идеально подходит для экскурсий по заснеженным альпийским склонам.

И все же многоосные машины, как правило, выполняют более тяжелую работу. Порой автопоезда с тремя полуприцепами общей длиной до 50 м, рассекающие просторы Австралии, опираются на полтора десятка осей.

Среди "сороконожек"-рекордсменов - спецтехника фирмы "Шоэрли", уникальная своей модульной конструкцией, позволяющей перевозить огромные грузы - например, мостовые фермы, буровые платформы, здания и авиатехнику.

Каждый модуль снабжен гидростатическими мотор-колесами мощностью, в зависимости от модификации, 78-320 кВт. Машину, словно цепочку, набирают из звеньев, которые компонуются в любых сочетаниях - как по длине, так и по ширине. Максимальное число осей достигает 48, а общее число колес - 640! Этой "связкой" управляет один оператор при помощи компьютера, причем нередко делает это дистанционно. Разгон "сороконожки", способной взять вес 1400 т, до "максималки" в... 1 км/ч занимает... 124 с!

Пока многоосные машины гораздо более распространены, чем двухколесные. Может, потому, что последним проще вставлять палки в колеса?

До наших дней сохранились лишь фотографии удивительного гирокара Шиловского.

Швейцарский "Твайк" с электромотором развивает 85 км/ч. Альтернатива для водителя - велосипедные педали.

Мотоцикл? Автомобиль? Удивительное транспортное средство "Додж-Томагавк" с десятицилиндровым мотором от "Вайпера" переходит из разряда концептов в мелкосерийные (слева на заставке).

Шестиколесный "паровоз" от "Сбарро" собирают по индивидуальным заказам.

Модульный "Шоэрли"

"в сборе".

Подпишитесь на «За рулем» в