Почему дорожает бензин (и когда подешевеет): исследование «За рулем»

Главная причина и роста цен на заправках, и дефицита топлива ясна: его выгоднее продавать за границей, чем дома. А что надо сделать, чтобы ситуация нормализовалась?

В конце июля президент России подписал закон, корректирующий компенсации нефтяникам при поставках топлива на внутренний рынок. Прежде, по соглашению с правительством, продавцы топлива держали розничные цены заниженными, а недополученную прибыль им возмещали из бюджета – от 48 млрд до 109 млрд рублей в месяц. Новый закон сокращает компенсации в два раза – на период до 2026 года, по всем видам топлива.

Цены

На этом можно было и закончить. Но цены полезли вверх еще в июле (плюс 2,2% к июню), а в сентябре побили исторические рекорды оптом и в розницу. Хотя новый демпфирующий механизм планировали запустить как раз в сентябре.

Бензин АИ‑95 в первых числах сентября на бирже подрос почти до 77 тысяч рублей за тонну: в пересчете с веса на объем это дает 57 рублей за литр.

Расходы на хранение, доставку и зарплаты персоналу АЗС никто не отменял. Но демпфер работал, потому по состоянию на 11 сентября средняя стоимость АИ‑95 в розницу составила 55,77 рубля за литр, АИ‑92 – 51,02 рубля, солярки – 62,64 рублей.

Болезни роста

Росстат зафиксировал рост цен в августе в 79 субъектах РФ. Одновременно в десятке регионов был отмечен дефицит топлива.

На ситуацию отреагировали перевозчики, обратившись к премьер-министру с просьбой заморозить цену дизтоплива на уровне 60 рублей. Минэнерго оперативно дало ответ: нет.

Затем представители независимых сетей АЗС (не занимающихся добычей и переработкой нефти) предрекли себе разорение, так как закупают топливо на бирже – у компаний с собственной добычей и переработкой. И решение видели одно: устранить слишком большой разрыв между ценами на внешнем и внутреннем рынке. Например, за счет повышения экспортных пошлин.

Из всего этого ясна главная причина и роста цен, и дефицита – топливо выгоднее продавать за границей, чем дома. Чем нефтяники и пользуются. К слову, Татнефть весной приобрела сеть из 568 АЗС в Турции. При том, что в России у нее 774 заправки.

Качество

Скверное топливо может убить двигатель, что обойдется гораздо дороже, чем какое-то подорожание бензина. Этим обеспокоился Национальный автомобильный союз (НАС) и тоже отправил письмо премьер-министру.

В последние годы число официальных проверок автозаправок Росстандартом неизменно сокращалось. В 2019 году – 1087 проверок (некачественное топливо выявлено на 97 АЗС), в 2020 году – 1015 проверок (130 нарушений по качеству, 213 случаев недолива). В 2022 году проверили только 347 АЗС (72 нарушения, из них 10 – некачественное топливо). Ныне плановых проверок нет вообще – их проводят только по предписаниям Генпрокуратуры.

Попутно НАС отмечает активизацию сомнительных мобильных заправок и полагает, что сегодня не соответствующее стандартам топливо продают массово. Посему требует вернуть регулярные проверки во все регионы. Полностью поддерживаем!

А ЧТО У СОСЕДЕЙ?

  • В Белоруссии бензин тоже дорожал и по состоянию на 11 сентября АИ‑92 стоил 67,51 российских рублей за литр, а АИ‑95 –70,49 рубля.
  • В Казахстане для АИ‑92 государство весной установило предельную розничную цену (205 тенге за литр), в августе он продавался за 202 тенге – это 41,41 рубль. АИ‑95 – за 52,28 рублей.
  • В богатом нефтью Азербайджане в августе литр АИ‑95 стоил 2 маната – 111 рублей за литр. В Турции – около 124 рублей.
  • В Китае власти с 10 августа повысили розничные цены примерно на 2,3 рубля, цена бензина АИ‑95 – около 90 рублей за литр.
  • Средняя цена АИ‑95 по Европе в августе увеличилась на €0,06 и составила €1,59 – около 162 рублей. В Эстонии – 173,8 руб­ля, в Финляндии – 202,4 рубля.

Чего ждать

По всей видимости, дальнейшего подорожания. А с 1 января планово повысят акцизы – на 5%. Так что надо или меньше ездить, или… больше зарабатывать, по примеру нефтяников.

Заодно подорожают перевозки – и все виды перевозимых товаров. В том числе и бутилированная питьевая вода. Которую на тех же АЗС продают по 60–100 рублей за литр – и ничего, никто не жалуется. Согласны, что бензин должен стоить дороже воды, или нет?

«За рулем» поддержал сбор средств «Народного фронта»

Собранные средства пойдут на закупку шин Кама для грузовых автомобилей подразделений разведки России, действующей в зоне СВО. Зайдите на сайт проекта «Все для победы» и переведите комфортную для вас сумму.

  • Тем временем Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предложили сделать мониторинг роста цен на топливо открытым.

Подпишитесь на «За рулем» в