История первых советских грузовиков, о которых незаслуженно забыли

Перед Великой Отечественной войной Ярославский Автомобильный завод (ЯАЗ, до 1936 года – ЯГАЗ – государственный автозавод) в СССР был единственным, выпускавшим автомобили грузоподъемностью более 3000 кг. Правда, делали их в небольших количествах.

Ярославские машины постоянно модернизировали, используя, в основном импортные конструкции и агрегаты, часть из которых со временем превращались в советские.

Первой моделью ярославского завода стал Я‑3 Ярославец, выпуск которого наладили в 1925 году. Я‑3 – воплощение в серийной модели проекта У‑3 завода АМО. Этот проект представлял собой модернизацию американского трехтонного грузовика White TAD. Такие машины поставляли в Россию еще до революции, а АМО позднее занимался их капитальным ремонтом.
С 1928 по 1943 год ЯГАЗ (ЯАЗ) выпускал автомобили колесной формулой 4×2, с колесной базой 4200 мм и грузоподъемностью 3500–5000 кг. В основе лежала клепаная рама из стандартных швеллеров. Каждая последующая модель немного отличалась от предыдущей. Но в целом, все двухосные грузовики этого ­периода были однотипными.

Ярославский завод в 1930‑х годах был посредственно оснащен, не производил собственных силовых агрегатов, а потому постоянно искал технические компромиссы. Импортные двигатели были дороги, а 73‑сильный мотор ЗИС‑5 для пятитонного грузовика – слабоват.

Заявленная максимальная скорость грузовика Я‑5 составляла 42 км/ч, а крейсерская с полной нагрузкой не превышала 25 км/ч. Производство автомобилей в Ярославле вели в относительно небольших масштабах. С 1928 по 1943 год собрали немногим более 19 000 двухосных грузовиков.

  • «За рулем» можно читать в Viber

Подпишитесь на «За рулем» в