Экспертиза домкратов: с какими можно менять колеса, а с какими лучше не рисковать

Тему очередной экспертизы подсказал читатель «За рулем» из Ижевска Александр Костенков. Он приобрел Гранту Кросс и был настолько поражен качеством прилагаемого домкрата, что сразу же его выкинул! Оказалось, правильно сделал.

Причина недовольства очевидна: домкрат с виду – полностью пластмассовый, включая ходовой винт! Смотрится как детская игрушка. Но ведь аналогичными «игрушками» снабжают даже УАЗы – да и вообще судить только по внешнему виду опрометчиво. Надо испытывать!

Первым делом мы приобрели несколько домкратов, аналогичных тому, который так не понравился читателю. Их полное название – «Домкрат винтовой стоечный телескопический», производитель – калужское ООО «Автомаш». Домкраты для Гранты и Весты имеют небольшие отличия, но об этом чуть позже. На этикетках указана грузоподъемность: 1 тонна.

В компанию к ним приобрели домкраты иного принципа действия – ромбические, подкатные, гидравлические и механические «бутылочные». Если штатный вазовский домкрат окажется негоден, чем его заменить?

По одному образцу всех инструментов отправили в лабораторию с прессами и термокамерами. А вазовские пласти­ковые домкраты погоняли и сами, ­ безо всяких стендов.

В лаборатории

Лабораторные испытания провели следующим образом. Для разминки попробовали поддомкратить подвернувшийся под руку Kia Picanto – хоть и маленький автомобиль, а весит тонну.

Затем отправили всех на сутки в морозильник, ведь большинство машин ночует на улице даже при минус 30 ºC, а штатные домкраты при этом мерзнут вместе с ними. После этого опять попробовали поднять и опустить машину каждым домкратом по очереди.

У всех домкратов проверили высоту ­подхвата и подъема.

В продолжение нагрели всех испытуемых до 60 ºC: на солнцепеке такие температуры вполне реальны. Затем опять поупражнялись с Picanto. В конце испытаний оценили силовые возможности домкратов на стенде – результаты в таблице.

На стенде условия нагружения домкрата более щадящие, чем при подъеме реального автомобиля, – нагрузка приложена строго по оси, в то время как на автомобиле домкрат отклоняется по мере подъема от кузова, да и редко когда повезет менять колесо на идеально ровной поверхности.

Впечатления от проверки в лаборатории двоякие. Обнаруженный у штатных вазовских домкратов изгиб штока при попытке поднять легонькую малолитражку – это, конечно, приговор. Но так и хочется найти оправдание: дескать, слишком холодно было в морозилке или слишком жарко в печке… Да и поломки произошли при усилии, превышающем заявленное.

Нагрузка домкратов была проверена на стенде динамометром ДЭП1–1 Д‑50 С‑2.

Конечно, инженер возмутится: ведь у серьезного изделия (в частности – подъемного оборудования) обязан быть приличный запас прочности, не менее 2,5. Но можно ли пластмассовый домкрат считать серьезным изделием?

Из всех испытанных в лаборатории домкратов никаких претензий не было только к механическим бутылочным. С таким инструментом легко справится любая девушка!

Проверка в деле

Стенды стендами, а поддомкратить реальный автомобиль с помощью подозрительного инструмента мы были обязаны.

М‑да… Таких коротких испытаний у нас не было давно. Не успел поддомкрачиваемый редакционный Ларгус оторвать колесо от земли, как зрители загудели: гнется! Еще через несколько мгновений все вздрогнули: Ларгус свалился «с небес на землю». При этом пластмассовое изделие, именуемое домкратом для Гранты, развалилось на составляющие. Через пять минут аналогично повел себя домкрат для Весты. Имитировать какие-то сложные условия работы нам даже не пришлось.

Пусть даже домкрат не сломался полностью, а лишь погнул верхний винт, но автомобиль на нем всё равно не удастся опустить. Кривой винт не способен ввернуться в гайку.

Надо полагать, что для игрушечного домкрата подходят только игрушечные автомобильчики. Осталось только объяснить это владельцам вазовских машин, не успевшим заменить игрушечные домкраты настоящими.

Для тех, кто не верит своим глазам, рядом с домкратом организовали идеальный «прямой угол».

Кто-то скажет, что Ларгус тяжелее Гранты. Ага, килограммов на сто. Но напомним, что даже Kia Picanto хилым домкратам не покорился. К тому же в реальной жизни в той же Гранте при поддомкрачивании, например, вполне мог сидеть крупный пассажир, который по состоянию здоровья не имел возможности выйти наружу. Да и багаж мало кто выгружает на улицу, когда нужно просто заменить колесо.

Главное – где запас прочности изделия? Почему зодчие считают нормальным строить балконы с многократным запасом, хотя понимают, что два десятка человек никогда там не уместятся? Нет сомнений, что прежде чем решиться класть в багажники автомобилей Лада пластиковые поделки, на заводе их как-то испытывали. Значит, что-то не так с этими испытаниями – не похожи они на реальную жизнь…

В общем, всем владельцам автомобилей с пластмассовыми «домкратами» (кавычки наши), мы настоятельно рекомендуем возить вместо них механический бутылочный домкрат. Это – настоящий инструмент, а не муляж.

Винтовые бутылочные домкраты у нас представляли Airline и Autoprofi. К обоим конструкциям замечаний нет: удобные рукояти позволяют использовать домкраты в различных местах под автомобилем. У Airline рукоять регулируется по длине, с ним можно работать из положения «стоя». Оба выдержали нагрузку в 4 т.
Гидравлические бутылочные домкраты АТ43062 и Сервисключ должны храниться только в вертикальном положении. После заморозки АТ43062 работать отказался: загустело масло. Перепускной клапан срабатывает ­соответственно при нагрузке 1,78 т и 2,28 т. Такие мощные и громоздкие домкраты с собой обычно не возят: их место в гаражах и мастерских. В нашем случае подкатной домкрат Stels поднял 1,8 т – затем сработал перепускной клапан. После заморозки масло в нем сильно загустело – пользоваться стало очень тяжело. Что до бутылочного домкрата Red mark, то его испытать в деле не удалось: нам попался бракованный экземпляр.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Илья Шельменкин, главный инженер ООО «Эрлайн»

- Наиболее надежными, простыми и легкими в использовании являются металлические домкраты – бутылочные, винтовые. Штатные пластиковые домкраты от Гранты имеют недостаточную жесткость – винты изгибаются при подъеме автомобиля даже на ровной твердой площадке.

Результаты стендовых испытаний домкратов

Наименование

Тип

Рекомендуемая максимальная нагрузка, т

Минимальная высота,
мм

Максимальная высота,
мм

Экспериментальная максимальная нагрузка, т

Airline

винтовой бутылочный

2,0

145

308

4,0

Autoprofi

2,0

145

307

4,0

Гранта (штатный)

1,0

175

338

1,8

Веста (штатный)

1,0

175

400

2,8

Airline

винтовой ромбический

1,0

102

326

2,2

AVS

2,0

115

408

1,75

Автодело

1,5

110

392

2,5

АТ43062

гидравлический бутылочный

2,0

146

278

1,78

Сервисключ

2,0

158

320

2,28

Red mark*

6,0

Stels

гидравлический подкатной

2,0

137

285

1,8

* Бракованный образец, к испытаниям не допущен.

  • Полезные приспособления для тех, кто сам ремонтирует автомобиль, вы найдете тут.
  • «За рулем» можно читать в Телеграм

Подпишитесь на «За рулем» в