«Дни скорости на льду Байкала»: время «электричек»

Фестиваль прошел в этом году в одиннадцатый раз. То же место – пролив Малое море в районе острова Ольхон. Те же цели – установление рекордов скорости на льду. Та же команда организаторов во главе с Андреем Леонтьевым. Знакомые гонщики и судьи. Вот только автомобили – соискатели рекордов стали другими.

Подъезжая поздним вечером к месту проведения рекордных заездов, решили заправить свой автомобиль в последнем оплоте цивилизации. И пока бензин лился в бак прожорливого внедорожника, мимо тихонько прокатил Porsche. Неужели электрический? Как его сюда занесло и что он делает в далеком поселке Еланцы? Тоже заправляется! Неподалеку от бензоколонки расположилась вполне современная зарядная станция для электромобилей, к которой тот самый Porsche и причалил…

Утро оказалось еще более электрическим. В парке у ледяной трассы выстроились в рядок рекордные автомобили. И только два из них не имели электромотора в качестве основного или дополнительного. То есть не были гибридами или чистыми «электричками».

«Буханка» – главный транспорт на Байкале. У многих под бампером болтается электрическая вилка. Нет, «уазик» не стал электромобилем – это питание предпускового подогревателя

Отстаивать честь старых добрых двигателей внутреннего сгорания довелось дизельному кроссоверу Jaguar F-Pace и первому российскому гиперкару FLANKER F. Все остальные авто были полностью или частично на электрической тяге.

Экологичные участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» 2023:

  • гибридный кроссовер Toyota Venza;
  • специально подготовленная Tesla Model S PLAID;
  • три «китайца» марки Voyah, нацелившихся на российский рынок (гибридный минивэн Dream, гибридный же кроссовер Free EVR и полностью электрический Free EV);
  • специальный рекордный электромобиль Сарма.

С последним чудом инженерной мысли стоит познакомиться чуть подробнее. Маленький, неказистый на вид автомобильчик того заслуживает.

Российская Сарма

Машинка обрела свое имя перед выездом на лед Байкала – выбирали народным голосованием в социальной сети «Одноклассники». Сарма – это название одного из ветров, дующих над озером.

Миниатюрный аппарат напоминает карт, прикрытый пластиковыми обтекателями. По сути, это и есть карт: облегченная конструкция, жесткая подвеска без упругих элементов. Иначе не уложиться в строгие весовые ограничения. Ведь рекордные электромобили делятся на классы не по мощности мотора, а по массе.

Автомобиль полностью, до последней гайки и проводка, российский – такова была основная идея его создателей. Вся электрическая часть: аккумуляторная батарея и электродвигатель – от АО «Энергия» из Ельца. Система управления тоже произведена в нашей стране. Даже шипованные шины Gislaved NordFrost 200, несмотря на шведское имя и премиальные технологии немецкого Continental, сделаны на заводе в Калуге. Выбор типа, размера и модели шин оказался непростой задачей – от этого сильно зависела вся конструкция машины. Проект российского рекордного авто настолько заинтересовал производителя шин, что Gislaved стал генеральным партнером фестиваля.

Пусть полностью отечественных серийных электромобилей мы еще не делаем, зато рекордные – пожалуйста. Хотя и маленькие, но быстрые – Сарма разогналось до 140 км/ч. И это на не особо ровном льду, без подвески, с открытым кокпитом. Гонщику, а им была хрупкая девушка, не позавидуешь. К счастью, Мария Леонтьева – пилот опытный: за ее плечами три национальных рекорда скорости, установленных здесь же, на льду Байкала, причем за рулем карта.

Маленький рекордсмен Сарма готовится к старту

Электрическую направленность нынешнего фестиваля несложно объяснить. Электромобили и гибриды, пусть медленно, но пробираются на наш рынок. Сначала окольными путями, теперь и официально. А то, что автомобильный спорт – лучшая реклама, известно уже очень давно.

Электромобили развиваются очень быстрыми темпами, становятся все совершеннее и мощнее – почему бы не продемонстрировать их возможности в рекордных заездах?

Ну и возможностей установить рекорд в классе, где раньше никто не выступал или не показывал выдающегося результата, конечно, больше, чем потенциальные рекордсмены и пользуются.

После заезда: ну как результат?

Новые рекорды

Были ли в нынешнем году установлены новые рекорды на льду Байкала? Скажем так: были показаны высокие результаты, претендующие на звание рекорда. И это несмотря на неожиданную сильную оттепель и мокрый, очень скользкий лед. Настоявшими рекордами они станут после окончания процедуры официальной регистрации, ведь заезды во время фестиваля проводятся строго по регламентам РАФ и FIA. В автоспорте своя бюрократия…

Портрет рекордного дрифтового FLANKER F

Кроме традиционных заездов на один километр с места и с хода и на достижение максимальной скорости, были и другие номинации. Кроссовер Voyah Free EV продемонстрировал максимальный запас хода на одной зарядке батареи. Скажем по секрету, прошлогодний результат электрического одноклассника с шильдиком крупнейшей европейской компании «китаец» заметно улучшил. А 650-сильный FLANKER открыл новую, дрифтерскую рекордную номинацию – движение по дуге. Всего было предпринято 12 попыток установления рекордов в разных классах автомобилей, успешными из них оказались 10.

Отправляясь обратно, в Иркутск, мы заехали на ту же поселковую бензоколонку и заметили, что на соседней зарядной станции черпал энергию много повидавший на своем веку Nissan Leaf. Неужели наступает время «электричек»?

Подпишитесь на «За рулем» в