Самый красивый из ранних советских: история ЗИС-16

Этот автобус сделали из того немногого, чем располагал довоенный отечественный автопром.

До Великой Отечественной наш автопром автобусов делал очень мало.

В 1938 году завод имени Сталина начал производство ЗИС‑16– одного из самых красивых советских автомобилей того периода.

Но под симпатичным кузовом скрывались далеко не самые современные узлы и агрегаты.

ЗИС‑16 – городской автобус длиной 8523 мм – сменил явно устаревший ЗИС‑8. В базе, по сравнению с предшественником, ЗИС‑16 заметно вырос: 4970 мм против 4420 мм. Колея ЗИС‑16 – 1545 мм спереди и 1710 мм сзади – была чуть больше, чем у ЗИС‑8 и его прототипа – грузовика ЗИС‑5 (1530 мм/1675 мм). Снаряженная масса автобуса возросла с 4200 кг до 5100 кг.

Рама ЗИС‑16 – производная от той, что применяли еще на грузовике ЗИС‑5, но заметно усиленная. А рама ЗИС‑5, в свою очередь – от американского грузовика Autocar CA конца 1920‑х годов, на который СССР купил лицензию.

Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, рассказано в этой публикации.

Предшественник ЗИС‑16 – автобус ЗИС‑8, с передком, полностью повторяющим ЗИС‑5, а по сути – американский образец конца 1920‑х – ­смотрелся, конечно, куда архаичней.
ЗИС‑16 сохранил тормозную систему предшественников – грузовика ЗИС‑5 и автобуса ЗИС‑8. Барабанные тормоза имели механический привод.
По стилистике ЗИС‑16 напоминал американский International 1937 года. Автомобили этой фирмы с конца 1930‑х вообще оказывали на московские модели большое влияние. Вплоть до послевоенного массового грузовика ЗИС‑150.
Конструктивно кузов ЗИС‑16 типичен для своего времени и для большинства европейских ­аналогов: деревянный каркас, обшитый стальными листами. В США в 1940 году концерн GM стал уже выпускать автобусы с цельнометаллическими кузовами. Советский аналог ЗИС‑154 с цельнометаллическим кузовом появился сразу после войны.

В другом лице

АКЗ‑3 – отремонтированный после войны ЗИС‑16 с передком от ЗИС‑150.

ЗИС‑16, конечно, был компромиссной конструкцией, собранной из того немногого, что было у завода под рукой.

Всего изготовили лишь 3250 автобусов. Но некоторым из них предстояла довольно долгая жизнь.

Тот самый завод Аремкуз после войны капитально ремонтировал машины, устанавливая оперения грузовиков Dodge, а потом и ЗИС‑150. Таких машин под именем АКЗ‑3 для работы в Москве сделали около пятидесяти.

  • Родословная ЛиАЗ 677 — тут.
  • «За рулем» можно читать в Телеграм.

Подпишитесь на «За рулем» в