Многие женщины мечтают об этом

МНОГИЕ ЖЕНЩИНЫ МЕЧТАЮТ ОБ ЭТОМ

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

МНОГИЕ

ЖЕНЩИНЫ МЕЧТАЮТ ОБ ЭТОМ

"НАДЕЖДА" И "НИВА":

ТЕПЕРЬ С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

СНАЧАЛА "НИВА"

Этот полноприводник заставит даже крепкого мужика попотеть при рулежке. Что уж говорить о хрупких барышнях! Неудивительно, что первой обзавелась гидроусилителем именно "Нива". Еще в конце восьмидесятых именитая фирма "Цанрадфабрик" (ныне "Цанрадфабрик Ленксистемен", сокращенно ZFLS) адаптировала свою конструкцию гидроусилителя к вазовскому вездеходу. Заказчиком выступила фирма "Дойче Лада": она устанавливала усилители на "нивы" для Германии. Серийный рулевой механизм снимали, вместо него на штатные отверстия кузова крепили корпус усилителя с механизмом "винт - шариковая гайка". Правда, в щите передка кузова (в зоне выхода рулевого вала в салон) приходилось немного дорабатывать отверстие. Гидронасос усилителя приводился в действие своим ремнем от дополнительного шкива.

Мелкосерийное изделие оказалось дорогим (около 1800 немецких марок) и на вазовский конвейер не попало. У нас такой "гидроруль" монтировали лишь небольшие фирмы: с установкой - до двух тысяч "зеленых".

Усилитель рассчитан на работу с рулевой трапецией старой "Нивы" VAZ 2121. Гидроупор в конструкции ограничивает поворот вала сошки 31 градусом в обе стороны от положения "прямо". У "двести тринадцатой" рычаги поворотных кулаков удлинены, а сошка и маятниковый рычаг иной конфигурации. Поэтому применение немецкого агрегата на этой машине увеличивает радиус поворота более чем на метр. Чтобы сохранить радиус, необходимо увеличить предельный угол поворота сошки до 36 градусов в обе стороны. Выход один: замена трапеции на старую, "двадцать первую".

ЗАТЕМ "ДВАДЦАТКА"

Мини-вэн VAZ 2120 сразу задумывался с новым, доработанным гидроусилителем. Рулевая трапеция "Надежды" сконструирована с учетом накопленного на "Ниве" опыта, с предельным поворотом сошки в 31 градус. За поставку агрегатов из Германии в Тольятти взялась научно-производственная фирма "СпецАвто". Для снижения цены импортного изделия монтажную "фурнитуру" решили делать в России. Чертежи на разные кронштейны и прочую мелочевку согласованы с ZFLS, уже организовано производство монтажного комплекта. Из-за границы теперь поставляется усеченный "комплект 8052" с самыми ответственными элементами - рулевым механизмом со встроенным усилителем, насосом, бачком и шлангом высокого давления. С ростом объема поставок отпускная цена такого комплекта снизилась до 1100 марок, позже до 900. Производство монтажного комплекта в Тольятти обходится примерно в 100 марок. В итоге усилитель стал почти вдвое дешевле. Но рыночная стоимость с установкой (с учетом всех налогов, транспортных и накладных расходов) все же весьма высока - до 1000 долларов.

А ТЕПЕРЬ - "РУЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ"

Попытки уговорить немцев изменить настройки узла, дабы увеличить угол поворота вала сошки до 36 градусов, ни к чему не привели. Они отказались вносить конструктивные изменения в мелкосерийный узел. В 2000 году директор "СпецАвто" предложил изготавливать корпус рулевого механизма и организовать сборку в России, а из Германии получать лишь начинку. Для этого в Тольятти была создана фирма "Рулевые системы". На нее же возложили решение перспективных конструкторских задач.

Специалисты "Рулевых систем" разработали чертежи, изготовили образцы корпусов, а немцы, испытав корпуса и собранные узлы, дали "добро". В ходе доводочных работ пришлось поменять материал корпуса - обычный серый чугун на высокопрочный. Отливать деталь поручили ВАЗу и КамАЗу - чтобы не создавать монополии поставщика. "Рулевые системы" взяли на себя обработку отливки на станках с ЧПУ и сборку механизма.

Немцы к тому времени решили модернизировать конструкцию - заменить устаревший механизм распределения с золотником осевого типа на компактный распределитель роторного типа*. Новая конструкция перекочевала и в "совместный" усилитель. Замечательно, что новинка оказалась дешевле, но самое главное - стало удобнее и надежнее управлять автомобилем.

Ныне регулировка, позволяющая поворачивать вал сошки на 36 градусов, закладывается прямо при сборке усилителя. Стало быть, он легко состыкуется с "двести тринадцатой" и "тридцать первой" трапециями. Кроме того, этот усилитель подойдет и новой "Ниве" VAZ 2123, и даже "классике" VAZ 2104...2107 (на остальных заднеприводных ВАЗах потребуется заменить рулевой вал).

Объем производства комплектов для ГУРов в "Рулевых системах" в ближайшее время будет доведен до 12 тысяч штук в год. Такая цифра подразумевает стопроцентное оснащение гидроусилителями автомобилей VAZ 2120 и VAZ 2131, выпускаемых опытным производством ВАЗа, и продажу на "свободном рынке". При таких объемах выпуска стоимость гидроусилителя с установкой уложится в 500 "условных". Установить усилитель можно и своими силами, при определенной квалификации. Одна из сложностей - доработка отверстия в щите передка.

НА ХОДУ

Управлять машиной с гидроусилителем легко и приятно. Особенно это ощутимо при парковке в стесненных местах, где скорость минимальна, а баранку требуется крутить от упора до упора. Информативность на руле вполне внятная (сопротивление в начальный момент поворота слегка возрастает), не сдерживаются быстрое вращение и перекладывание баранки при быстром прохождении серии поворотов. Шумит вся эта система заметно меньше отечественного аналога, установленного, например, на "Волге". Легкий шум появляется лишь при вывернутом в крайнее положение руле.

А "Рулевые системы" уже озабочены подготовкой производства гидроусилителя для автомобилей "десятого" семейства - тоже на базе конструкции ZFLS.

* Принцип работы распределителя роторного типа сродни роторному двигателю. В статоре (неподвижном корпусе) расположены отверстия для прохода масла, а вращающийся ротор либо перекрывает их, либо открывает. Такая схема гораздо быстрее реагирует на изменения в работе рулем, чем традиционная золотниковая.

"Обвязка" гидронасоса сделана в Тольятти.

Гидроусилитель под капотом "Нивы".

Все механизмы, собранные в "Рулевых системах", проверяют на компьютерном стенде.

Подпишитесь на «За рулем» в