Сitroen C-Elysee против Nissan Almera

Появившись под соблазнительным лозунгом «Даешь достойный автомобиль за минимальную цену!», бюджетные седаны постепенно доудорожались до того, что подошли вплотную к современному «гольф»-классу.

А наиболее свежие новинки и вовсе сместили акценты: стало очевидно, что максимально доступный автомобиль не обязательно должен являть собой нарочито примитивное транспортное средство. Или все-таки он имеет на это право?

Исторический материализм

До прошлого года дело «Логана» жило и побеждало. Появление конкурентов от «Хёндэ», «Киа» и «Фольксвагена» несколько изменило ситуацию. И тем не менее за первые четыре месяца года продаж родоначальника класса вместе с «Ларгусом» и «Сандеро» хватило, чтобы выглядеть достойно на фоне куда более свежей пары «Солярис»/«Рио» – 45 517 против 64 152 и тем более щеголя «Поло» – 21 798. А ведь надо учесть, что продажи «Рено» сильно сдерживают мощности «Автофрамоса», задействованные на сборке еще более успешного «Дастера». И все же факт остается фактом – от былого царствования «Логана» не осталось и следа. Неужто наш народ, пресытившись кубизмом и примитивизмом, обратил свой взор на более высокое искусство? Или все же армии генерала «Логана» еще рано сдавать завоеванные позиции?

Чтобы выяснить это, мы решили устроить показательный бой между «Алмерой» – самым свежим на нашем рынке автомобилем, построенным на все той же непотопляемой платформе B0, и еще одним новичком – «Ситроеном-С-Элизэ». Этот француз – едва ли не самый элегантный автомобиль бюджетного сегмента. Конечно, кому-то милее «Пежо-301», но это исключительно дело вкуса. Оба брата-седана созданы на платформе PF1 («Ситроен-С3»/«Пежо-207/208»), а собирают их на заводе в городе Виго, что в Испании. Приятный контрапункт заведомо более бюджетной «Алмере», которая вдобавок еще и тольяттинской пропиской обзавелась!

Учет и контроль

Родство «Алмеры» с «Логаном» бросается в глаза сразу, и поначалу это даже озадачивает. Руль, дефлекторы вентиляции, кнопки стеклоподъемников, рычаг коробки передач, приборная панель, джойстик регулировки зеркал – все это позаимствовано у франко-всемирного лоукост-седана. Венчают сборник цитат подстаканники у основания отрицательно наклоненной центральной консоли – всем видом они по-прежнему демонстрируют категорическое нежелание удерживать какую бы то ни было посуду.

Только на этом эргономические беды не заканчиваются. Клавиши стеклоподъемников на центральной консоли – решение в бюджетном сегменте распространенное. А вот регулировка зеркал под рукоятью стояночного тормоза – это уже перебор. Как и упомянутый «утес» консоли: прежде чем потянуться к той или иной кнопке, ее надобно разглядеть, отвлекаясь от дороги. Впрочем, и это можно было бы «Алмере» простить, будь ее интерьер хоть немного симпатичнее. Но он прост, как приговор расстрельной «тройки»: сидеть тебе, водитель, посреди пластмассового уныния и строить свою жизнь относительно пухлой «баранки», которая регулируется только по углу наклона...

Аналогичная участь ожидает и владельца «Ситроена». И все же профиль сидений у «Элизэ» удачнее, материал не столь податлив, и поэтому испанский француз сразу производит впечатление более дорогой и качественной вещи. И это даже если не открывать глаз. Визуальный контраст просто шокирует: интерьер «Елисея» после «Алмеры» – как Лувр после музеев города Мышкина. Затейливые линии, серебристые накладки, многоугольники дефлекторов и не лишенные изящества, но понятные органы управления.

На что пожаловаться? Прежде всего, на не в меру блестящий «венец» рычага КП: эта «нахлобучка» норовит пустить солнечный зайчик водителю в глаз, отчего он, бедный, вынужден прикрывать не в меру рефлексирующий элемент рукой. У автоматических версий бликует уже все «окружение» селектора, так что спастись от ослепления решительно невозможно.

Впрочем, этим список претензий и заканчивается. Посадку человеку среднего роста в «Ситро» подобрать проще – хотя и количество регулировок, и их диапазоны у машин примерно равны. Как и качество материалов – в соответствии с законами жанра оно традиционно невысоко. Однако, как показывает пример «Ситроена», и из такого сукна можно кроить и красиво, и удобно.

Коммуналка для коммуны

«Это какая-то малогабаритная квартира», – вздыхал восхищенный Новосельцев, попав в салон «Волги» другого героя «Служебного романа» Самохвалова. Знал бы он, как доступна будет советская мечта в XXI веке! По длине колесной базы наши герои чуть уступают «Волге», но по простору салона однозначно ее превосходят. Расстояние между осями «Элизэ» почти на 5 см меньше, чем у «Алмеры», однако и в «Ситроене» на недостаток места пожалуются разве что баскетболисты да завсегдатаи макдоналдсов: дверной проем широк, потолок не давит, а человек ростом 180 см за таким же водителем будет чувствовать себя вольготно, не жалуясь на тесноту в коленях. Впрочем, даже уперевшись в спинки сидений, значительного дискомфорта не ощутишь – они мягкие.

В «Алмере» подобная проблема не возникнет никогда: «Ниссан» просто подавляет простором! Пассажир среднего роста может ехать, положив ногу на ногу, или сползти вниз по вертикально установленной спинке, или внезапно вырасти сантиметров на двадцать – места хватит в любом случае.

А если втроем? Ни в одной из машин тесно не будет. В плечах «Ниссан» чуть просторнее, но главное его преимущество – три полноценных подголовника. Они и удобнее, и безопаснее странных наростов на спинке «Ситро». Что же до удобств, то тут придется сравнивать пустоту: ну клавиши стеклоподъемников у «Элизэ» установлены удобнее, ну подстаканник задним пассажирам доступен – да и тот один на всех... В остальном машины равны – обе предлагают гостям дивана просторную пустоту. Только в «Ниссане» ее гораздо больше.

Picture 5

Picture 5

Повышенные обязательства

Наступает время экспериментов с длинномерами и негабаритами. Ни у одной из машин нет уличной ручки багажника – крышку можно открыть ключом или рычажком из салона. А открыв, удивиться неряшливости внутреннего убранства. Доступ в грузохранилище «Елисея» прикрывает крышка, начисто лишенная обивки, но снабженная аж двумя внутренними ручками. У «Ниссана» предусмотрена одна, зато наличествует обивка. Багажник выстелен неряшливым ковролином, а внутренняя поверхность удивляет сложным рельефом.

Незначительное преимущество «Ситроена» в литраже усиливается из-за более правильной формы грузового отсека: располагать тут поклажу гораздо удобнее. Однако подавляющим преимущество «француза» становится при перевозке негабаритных грузов. Легкое движение руки – и части спинки покорно валятся к передним сиденьям. Ровной площадки, правда, не получается, но и так намного лучше, чем у «Алмеры», сиденье которой прикручено намертво. Конечно, нам обещают, что в недалеком будущем все изменится. Пока же преимущество «Ситроена» можно выразить кратким словом «туше».

Семимильными шажками

Рассуждать о динамике недорогих авто – удел оптимистов: шустрый разгон для бюджетомобиля – это факультатив. В случае с «Алмерой» даже силовой агрегат выбрать не из чего: ей положен безальтернативный 1,6-литровый мотор, которому можно сосватать 5-ступенчатую «механику» либо 4-ступенчатый «автомат». У «Ситроена» выбор чуть богаче: можно купить, например, машину с тщедушным двигателем 1,2 литра. Но, похоже, основная миссия этого агрегата – украшать рекламные плакаты красивыми цифрами между предлогом «от» и словом «рублей». Оптимальным вариантом следует признать 117-сильный двигатель объемом 1,6 л. Выбор трансмиссий в точности такой же, как и у «Ниссана».

С «автоматами» обе машины плавны и неторопливы. По документам «Ситроен» бодрее, но не стоит обольщаться – ни один из соперников подарком гонщику не станет. Да и приверженность идеалам экономии призывает отказаться от двухпедального варианта в пользу традиционной «механики».

В этой ипостаси можно ощутить заметное превосходство «Елисея» – не столько в динамике, сколько в удобстве. На второй передаче можно ездить, как на «автомате»: в большинстве случаев тронуться на ней проблем не составит. Тронувшись же, можно бросать все педали и ползти со скоростью среднестатистической пробки. Еще одна приятная особенность: исчезла отмеченная на машинах первых серий проблема с переходом на третью – теперь все четко, передачи втыкаются в одно движение, хотя избирательность образцовой не назовешь.

Зато по сравнению с «Ниссаном» коробка «Ситроена» – просто подарок. «Алмера» утомляет водителя вибрациями на рычаге, а передаточные числа подойдут не рвано-городскому, а скорее неспешно-провинциальному ритму передвижения. Чуть уступает «Алмера» и в тормозной динамике: педаль у родственницы «Логана» не отличается прозрачностью и требует привыкания.

К повороту, товарищи!

В повороты «Алмера» не входит и даже не въезжает, а именно что «вваливается», пугая при этом кренами и расстраивая невнятицей на руле. Впрочем, испуг этот – не более чем призыв к водителю пожалеть вестибулярные аппараты пассажиров. Езда у грани и за гранью грозит разве что приступами тошноты: у последнего рубежа обороны «Ниссан» цепляется за траекторию, а потом начинает плавно сползать передней осью мимо поворота. Но все это уже далеко за пределами смелости нормального человека.

«Ситроен» стремится доставить водителю удовольствие. Пружинисто-мускулистая подвеска и прозрачный руль позволяют уверенно контролировать динамический баланс в виражах и жалеть о недостатке крутящего момента. В общем, в необязательной для «фамильно-бюджетных» автомобилей ездовой номинации «Елисей» выступает настоящим королевичем.

Плавность – норма жизни

Особенности платформы B0 нам давно известны: это шасси легко позволяет разменять управляемость на плавность хода и энергоемкость. Именно поэтому начать мы решили с «Ситроена» – как-то покажет себя наш чемпион по управляемости в этом раунде? Как выяснилось – отлично. «Элизэ» хорош практически на любых покрытиях, а пасует разве что перед серьезными выбоинами. Правда, отшумев и встряхнув кузов со всем содержимым, подвеска моментально приходит в себя и под крики «браво» берет ситуацию под контроль.

А что «Ниссан»? При неспешной езде «Алмера» просто бесподобна. Этот седан умудряется проплывать над мелкими неровностями, будто не замечая дорожных невзгод. Но ради этого придется мириться со скоростью «до пятидесяти», что несколько проблематично. А если быстрее? Сюрприз – «вазониссан» демонстрирует совсем не «логановскую» раскачку, заставляя справиться о здоровье амортизаторов – теплится ли в них жизнь? Нет, все в порядке, просто такая настройка: не торопитесь, и будет вам счастье.

На слух оба соперника примерно равны: шумные моторы и колесные арки, которые хочется укутать дополнительным одеялом.

Подводим итог: «Ниссан» – автомобиль сугубо специальный, а «Элизэ» удивляет всеядностью.

Наша цель – «ЕвроNCAP»!

Оба автомобиля создавались отнюдь не для Европы, а потому в сферу интересов испытателей «ЕвроNCAP» не попали. Самые свежие результаты соплатформенников практически идентичны: и «Ситроен-С3», и новейшая «Дачия-Логан» отработали на твердые «четверки». Осталось изучить комплектации. Базовая «Алмера» оснащена двумя подушками безопасности и системой АBS. Боковые эйр-бэги и система стабилизации недоступны вовсе.

С «Ситроеном» ситуация сложнее: у базовой машины подушка всего одна, за вторую придется доплатить еще пять тысяч рублей. Пакет из боковых эйр-бэгов и креплений изофикс можно заказать начиная с комплектации «Тенданс» – еще за 10 тысяч. В аналогичную сумму обойдутся и система стабилизации с трекшн-контролем. В общем, ничего криминального в этом нет: хочешь экономить на себе – ради бога. А мы накинем «Елисею» полбалла за возможность повысить уровень безопасности за вполне вменяемые деньги. Но отметим и единственное преимущество «Ниссана» – «нормальные» подголовники для задних седоков.

Picture 8

Picture 8

Нет гонке вооружений!

«Алмера» доступнее: базовый автомобиль с «механикой» стоит 429 тысяч рублей. Комплектация «Вэлкам» предполагает установку двух подушек, АBS, иммобилайзера и передних стеклоподъемников. Как великое достижение преподносится наличие воздуховодов к ногам гостей дивана.

Даже самый доступный «Элизэ» дороже – 455 900 рублей за версию «1,2-Динамик». Подушка тут всего одна, но есть бортовой компьютер и центральный замок с дистанционным управлением. Вдобавок «Ситроены» по умолчанию красят серебристым металликом, за который ниссановцы просят доплатить еще шесть тысяч. Впрочем, любая другая краска для «француза» и того дороже – 10 500 рублей.

Если поднять комплектацию «Ситроена» до минимально приемлемого уровня, добавив вторую подушку, «музыку», кондиционер, электрорегулировку зеркал и обогрев передних сидений, то придется замахнуться на версию «Тенданс» за 510 400. Недоступный «Ниссану» полный набор средств безопасности обойдется в дополнительные 20 тысяч, круиз-контроль – еще в три, а задние датчики парковки – в 17 000, и ничего из этого перечня нельзя установить на «Ниссан». Чтобы уравнять возможности дуэлянтов, придется оставить в дилершипе «Ситроена» еще 55 тысяч в качестве доплаты за более мощный двигатель.

Теперь изучим комплектации «Алмеры». По японской традиции опций тут нет, зато имеется обилие комплектаций, которые не всегда отличаются названиями, заставляя вчитываться в буквенные коды. Итак, «рукопашная» машина с набором благ на уровне «Тенданса» называется «Текна» и стоит уже 523 тысячи, но это все равно меньше «ситроеновских» 565 400. Хотите «автомат»? Готовьте еще 30 тысяч за «Алмеру» или 35 тысяч за «Елисея».

До стоимости автоматического «Ситроена» – 600 400 рублей – не дотянется даже пиковая «Алмера». Правда, отличие такого экземпляра за 565 тысяч только в наличии навигации. На верхнем этаже «ситроеновской» линейки обосновался «Эксклюзив» с продвинутой магнитолой, полным набором электроблаг и дисками из легкого сплава за 640 900 – немыслимый для «бюджетного» автомобиля прайс.

Подводим итог. Европа традиционно радует вариативностью и некоторой потребительской свободой, но в абсолюте проигрывает японской рациональности, помноженной на российскую сборку.

Мы решили:

«С-Элизэ» – наглядное доказательство того, что совместить несовместимое все же можно. Отличаясь приемлемой эргономикой и похвальной практичностью, этот седан вдобавок способен порадовать и искушенного водителя, и эстета. Улучшить итоговую оценку можно было бы только снижением цены, что, учитывая европейскую сборку, едва ли возможно. Впрочем, для победы хватило и этого.

«Алмера» – автомобиль, безусловно, достойный, и высокий результат является более чем заслуженной оценкой талантов этой машины. Правда, главный из них – финансовую доступность – можно довести до абсолюта, купив вместо нее «Логан». Он на несколько десятков тысяч дешевле при той же начинке и не меньшем внутреннем просторе. Есть о чем задуматься!

Подпишитесь на «За рулем» в