В приближении первом

В ПРИБЛИЖЕНИИ ПЕРВОМ

ТЕХНИКА

/КОНСТРУКТОР

ПЕРЕД ВАМИ - ПРЕМЬЕРА НОВОЙ РУБРИКИ. "КОНСТРУКТОР" ВМЕСТЕ С ЧИТАТЕЛЕМ ПРОЙДЕТ ПО ВСЕМ ЭТАПАМ СОЗДАНИЯ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ. НАМ ПРЕДСТОИТ СПРОЕКТИРОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫБРАТЬ ПОДВЕСКУ, ОГОВОРИТЬ ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ... СЕГОДНЯ НАБРОСАЕМ САМЫЙ ОБЩИЙ ПОРТРЕТ АВТОМОБИЛЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ.

В ПРИБЛИЖЕНИИ ПЕРВОМ

СОСТАВЛЯЕМ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЮ 2005 ГОДА

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

УГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ

Какой бы гений (скромно, правда?!) ни брался за создание автомобиля, пылесоса, авторучки, его творение в конечном итоге должно найти покупателя. То есть - оказаться востребованным на рынке. Итак, что же понадобится российскому автомобилисту образца 2005-2010 годов? Будем реалистами: главным требованием останется невысокая цена. А раз так - забудем о больших автомобилях с мощными моторами: современный европейский класс D (" Опель Вектра", " Ауди А4", " Ситроен С5"), даже созданный целиком на российской почве, будет стоить ближе к 20 тысячам долларов.

Вряд ли оправданно бросаться в другую крайность. Хотя... Поставьте в уме эксперимент: пусть "Ока" обретет надежность, скажем, "Фольксвагена-Гольф", оставаясь дешевой машиной. Ну, как? Сбыт "жигулей" падает, Набережные Челны осаждают покупатели, в Серпухове строят международный аэропорт... Вернемся в реальность: все-таки класс А нам не очень подходит. Согласно опросам, которые "За рулем" проводил пару лет назад, отечественный потребитель в числе главных качеств автомобиля называет простор салона, долговечность, высокие ходовые характеристики, безопасность... Маленькие машины, судя по результатам декабрьского опроса на нашем сайте, вообще не в чести.

Значит, нужен компромисс о четырех колесах - возможно более дешевый, максимально просторный и чтобы не ломался. Мы предлагаем такой рецепт: берем нынешнюю цену самых массовых (!) российских машин - переднеприводных ВАЗов, то есть 4,5-6 тысяч долларов. Теперь, чтобы уложить в нее суперсовременное (в том числе весьма надежное) транспортное средство, спускаемся на ступеньку ниже - в класс В. И торжественно обещаем, что в очень простой комплектации, с самым слабым мотором и кузовом хэтчбек за 5000 долларов мы обеспечим высокий уровень комфорта для четырех человек. Facient meliora potentes - кто может, пусть сделает лучше.

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

За отправную точку возьмем портрет современного зарубежного автомобиля малого класса В. Длина базовой модели - 3,6-3,9 м, ширина - до 1,7 м. В таблице представлены восемь самых последних образцов, причем только недорогие варианты со слабосильными моторами (развернутый список включает 55 моделей с различными кузовами, двигателями и т. д.).

Принято считать, что автомобили с течением времени подрастают. Это действительно так - начав от нижней границы класса, нынешние машины приблизились к верхней (см. диаграммы). Более того, часто лишь базовый хэтчбек "с зазором" помещается в оговоренные рамки класса В, а универсал с седаном располагаются на стыке групп В и С. Наш автомобиль не будет исключением.

С КРАСНОЙ СТРОКИ

Конечно, по сравнению с заводскими конструкторами у нас развязаны руки - можно не оглядываться на требования существующих технологий и свободно выбирать размеры, формы и все остальное. Нас ограничит физика - с 60-сильным мотором нечего рваться к отметке 200 км/ч, а оговоренный минимум цены не позволит роскошествовать в отделке. Но вот на чем экономить нельзя: на надежности, на безопасности автомобиля и на его экологичности.

Название (см. табл.), надеемся, подскажете со временем вы. Базу и размеры, как уже было сказано, выбираем максимальными, так, чтобы машина получилась в лучших традициях класса - внутри больше, чем снаружи. Колеса - 14-дюймовые даже на слабой версии, чтобы разместить эффективные тормоза. Очень легким автомобиль не получится: алюминиевый кузов пока не по карману, а ради безопасности и унификации с будущими мощными версиями некоторые узлы придется "переразмерить". Грузоподъемность - 500 кг, и это не рекорд в классе! Меньше просто не солидно... Тем более, что в России машины принято грузить "под завязку".

Мощность и скорость выбираем по аналогам и проверяем расчетами: каким должен быть коэффициент аэродинамического сопротивления Сх, чтобы обеспечить заданную "максималку"? Самый приближенный расчет дает величину около 0,35 - вполне достижимо. Сделаем меньше - поедем быстрее, так что будем стараться.

Итак, финал первого этапа - технические требования. Они же - задание группам дизайнеров: в выбранных размерах разработать внешность пятидверного хэтчбека с прицелом на всю гамму из четырех-пяти кузовов (когда-нибудь сделаем и седан, и универсал, и микровэн, а там, глядишь, и на родстер охотники найдутся). Хотелось бы нечто оригинальное, симпатичное, привлекательное... Получится ли? Узнаем через месяц!

Набросок дизайнера: так рождался новый " Фольксваген Поло".

" Фольксваген Поло" разных поколений.

" Опель Корса" разных поколений.

" Форд Фиеста" разных поколений.

После рисунков настает черед макета: " Шкода Фабия" за несколько лет до выхода на рынок.

Зачастую появлению серийного автомобиля предшествует концепт-кар: "Ситроен-Плюрьель" дал жизнь нынешнему С3.

Подпишитесь на «За рулем» в