День открытых дверей

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/СПРАВОЧНИК

АБИТУРИЕНТА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

СКОРО ЗАРАБОТАЮТ ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Прекрасно помню, как стоял перед выбором: куда идти учиться? После девятого класса пятеро или шестеро из нашей школы ушли в ПТУ. Мотивы? Хватит учиться, Эйнштейном все равно не стану, так хоть рабочую профессию получу. Многие после школы собирались в вузы: большинство по собственному желанию, другие - по настоянию родителей, третьи - просто, чтоб в армию не загреметь. Кто не хотел терять пять лет на "никому не нужное высшее образование" (цитата из прошлого), останавливались на техникуме. Собственно, все так и осталось поныне: специальное образование дает ПТУ, техникум, институт. Где и как учат на автомобилиста?

ПТУ. Для учебы в профтехучилище обычно достаточно аттестата о неполном среднем образовании да неподдельного желания получить автомобильную профессию (одновременно здесь завершают среднее образование). В некоторых ПТУ введено тестирование по математике и русскому языку, а случается, что и физику спросят. Неуверенным укажут на дверь... с табличкой "платные подготовительные курсы", после которых проваливаются только "особо одаренные".

Одна из самых популярных профессий сегодня - автослесарь. Будем реалистами: на богатую станцию сервиса без стажа и блата устроиться нелегко. Возможно, придется за копейки крутить гайки на богом забытой автобазе - это, впрочем, не худший и далеко не единственный вариант начала карьеры... Можно пойти учиться на машиниста автокрана или погрузчика, наконец, на водителя - впрочем, о шоферских заработках и перспективах смотрите ЗР, 2000, № 3. В общем, получить образование - полдела; потом еще предстоит найти работу. Это относится к выпускникам всех учебных заведений, так же как и стандартное утешение "а кому сейчас легко?" Такова жизнь...

Кстати, если вы окончили школу и захотели получить профессию, некоторые училища примерно за полгода и несколько тысяч рублей сделают из вас настоящего рабочего и выдадут соответствующий документ.

Техникумы. Здесь получают среднепрофессиональное образование. Объяснить разницу между выпускником ПТУ и техникума проще всего на примере. Допустим, по окончании учебы оба устраиваются на работу в автобусный парк, только первый - механиком, а второй, после стажировки и при наличии вакансии - начальником колонны.

Чтобы поступить в техникум, одного умного выражения лица мало. Сдаешь вступительные экзамены по русскому языку, математике, иногда физике. Кто пришел после девятого класса, учатся 4 года, если на руках аттестат о среднем образовании - грызть науку на 12 месяцев меньше.

Некоторые техникумы называются по-модному - колледжами. В таких учебных заведениях, пройдя общий курс, будущие специалисты могут остаться еще на год. Им читают предметы инженерного профиля, а в дипломе к "технику" припишут "с углубленной подготовкой". Хочется верить, что это в будущем пригодится.

Профессий много, если перечислять все, не хватит журнала. Очень часто ассортимент зависит от соседних предприятий. Например, "Автомобиле- и тракторостроение" имеется в учебных заведениях при многих автозаводах. Техников по транспортному электрооборудованию вряд ли готовят в городах, где нет троллейбусных парков. Зато специальность "Дорожно-строительные машины и оборудование" есть почти в каждом крупном городе. Эти выпускники будут спасать Россию от многовековой беды... Жаль, только от одной из двух.

Выпускные экзамены во многих техникумах и колледжах приравниваются к вступительным в вузы. Например, при столичном МАДИ существует центр автомобильно-дорожного образования, в который входят некоторые школы и техникумы Москвы и области. Скажем, выпускник колледжа по специальности "Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" может поискать работу или продолжить учебу, поступив без экзаменов на первый курс МАДИ. Узнайте: может быть, и в вашем городе это практикуется.

Институты. Для поступления в автомобильный вуз надо выдержать вступительные экзамены по русскому языку, математике, иногда физике. Почти при всех учебных заведениях работают подготовительные курсы, а если и после них вы не набрали нужные баллы, пожалуйте на платное обучение. По окончании вуза получите "корочки" о высшем образовании, подтверждающие специальности инженеров, бакалавров, магистров. Впрочем, принимая на работу, кадровик смотрит обычно только на образование - общее и указанное в дипломе - а не на "титулы".

Выбор институтских специальностей больше, чем в техникумах и колледжах. Одна из самых популярных - "Автомобили и автомобильное хозяйство". Вот какими видами деятельности может заниматься выпускник: эксплуатационно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, и этим список не заканчивается. Выйдет из института мастером на все руки... правда, как справедливо шутят, "все равно на работе переучиваться придется" (об этом ниже).

Еще одна распространенная во многих институтах и на автомобильных факультетах непрофильных вузов специальность - "Автомобиле- и тракторостроение". Специализаций много, среди них встречаются весьма интересные. Например, Московский автомеханический институт совместно с Дмитровским полигоном готовит испытателей автомобилей. Поэзию моторов учат студенты кафедр "Двигатели внутреннего сгорания". Девиз будущих моторостроителей: "Главное в автомобиле - двигатель". А те, кто выбрал специальность "Электрооборудование автомобилей и тракторов", поднимают на щите иное: "Автомобиль - это кузов плюс электрификация всего остального". Похожи они в том, что немногие после института идут на автозаводы. Большинство находит работу не по специальности, но, что отрадно, как-то с ней связанную.

На вновь появившуюся "Стандартизацию и сертификацию" абитуриенты пробивались через большой конкурс, понятное дело, имея в виду перспективу неплохо трудоустроиться: таможня, государственные инспекции и, конечно, органы по сертификации продукции и услуг. Есть ради чего попотеть, не правда ли?

Не забудем об инженерах-системотехниках, получаюших специальность "Автоматизированные системы управления". В любом, даже коротком пояснении к программе обучения по этому профилю присутствуют слова "компьютер", "компьютерщик". Вероятно, именно они притягивают сегодняшних абитуриентов. Везунчики попадают по распределению на неплохие должности, не обязательно связанные с автомобилем.

Ни пуха! А вообще, знания, полученные в ПТУ, техникуме, институте, вряд ли пригодятся в полном объеме, когда вы будете работать, пусть даже по специальности. В учебных заведениях не учат решать конкретные задачи, а объясняют общий алгоритм действий, подход. Безусловно, базовые системные знания необходимы, а остальные, будьте уверены, вы получите за станком, кульманом, компьютером.

Так куда пойти учиться? Задайте этот вопрос сначала себе. Советов можно выслушать много, но окончательное решение все равно за вами.

Желаем успехов и... ни пуха ни пера!

Подпишитесь на «За рулем» в