Курсы ФСО: cо спецсигналами по встречке

- Ну, признавайтесь, скольких бабушек сбили?! - прячет улыбку инструктор Федеральной службы охраны. - Почему бабушек? Моя была молодая и красивая! - подыгрывают журналисты. - Ну и автобус резко сманеврировал, пришлось тормозить об него. К счастью, все эти аварии — виртуальные. Чтобы они не воплотились в реальность, водители Гаража особого назначения проходят специальный курс управления машинами со спецсигналами.

В стенах старого здания с толстыми стенами, узкими коридорами и периодически встречающимися табличками «Посторонним вход воспрещен» в небольшой лекционной аудитории седовласый инструктор не спеша рассказывает об особенностях спецкурса.

- Начнем с того, что мы, водители ФСО, действуем исключительно в рамках вот этой книжечки — Правила дорожного движения. В ней прописано, что могут и что не могут делать участники движения. Представьте, из ворот ГОНа на дороги Москвы выезжает автомобиль с включенным синим проблесковым маяком. Для чего водитель включил мигалку? Итак, ни одного правильного ответа я пока не услышал. Синий маяк позволяет отступать от ряда требований ПДД — например, двигаться со скоростью, запретной для обычных водителей. Все это, повторю, оговорено правилами. А вот сирена в дополнению к нему, как правильно отметили, дает машине со спецсигналами приоритет. Но что это значит?

3. Как показывает практика, большинство аварий машин со спецсигналами происходят по схеме «не заметил, не пропустил, не учел». За 36 часов сотрудников ФСО научат предупреждать такие ситуации.

Вроде бы речь об элементарных вещах. Однако, когда вникаешь, начинаешь понимать, насколько непросто быть за рулем такого автомобиля. Недостаточно включить сигнальную громкоговорящую установку (СГУ) и помчаться во весь опор — нужно делать это безопасно для других. Проезжаешь перекресток — внимательно следи за другими участниками движения, заметили ли они тебя и предоставили ли преимущество? То же с выездом на встречную полосу, при движении «против шерсти»...

- В общем, можно выделить два типа реакции водителя. Оперативная — это когда он заметил опасность и пытается предотвратить аварию, не всегда успешно. И другая — когда водитель просчитывает на ход вперед, предугадывая возможную ситуацию и принимая превентивные меры. Опять же пример: утро, Кутузовский проспект, едем в центр. Поток движется со скоростью примерно 80 км/ч? Ну тогда и мы в нем поедем, скорость хорошая. Шестьдесят? Выезжаем на резервную полосу, включив СГУ. Самое неприятное — это вялотекущая пробка. Пешеход, пользуясь стоящим потоком, может рискнуть и рвануть через полдороги, надеясь найти укрытие как раз на выделенной полосе. Кто-то устанет ждать и выскочит из левого ряда на «резерв» - при этом даже не моргнет поворотником, чтобы не привлекать к себе, нарушителю, лишнего внимания. Поэтому в таком ритме по резервной полосе лучше ехать не спеша — все равно приедем раньше всех, а риск попасть в ДТП, подставив охраняемое лицо, меньше.

4. Простые истины: проще предотвратить, чем исправить. Неплохо бы, чтобы это понимали не только специально обученные водители, но и все участники движения.

А как же?..

- Я понимаю, что вы хотите спросить. Громкие аварии с участием автомобилей с мигалками все чаще попадают в СМИ. Только обратите внимание: машин Федеральной службы охраны в этом списке нет. Бывает всякое, конечно: и мы попадаем в аварии, притираемся. Но крупных ДТП не допускаем. И именно для этого разработали спецкурс и тренажеры.

Тренажерный комплекс ТВ-2110, разработанный по спецзаказу российскими инженерами, уникальный. Это четыре рабочих места, каждое из которых построено на основе салона «ВАЗ-2110». Панель приборов, органы управления, сиденье и даже подклинивающая катушка ремня безопасности — как на настоящем автомобиле. Перед лицом четыре монитора, на которые выводится картинка городских улиц с обзором в 180 градусов. Там виртуальный мегаполис, «срисованный» с московского района Северное Чертаново, живет своей жизнью: люди ходят по тротуарам и проезжей части, ездят на машинах и автобусах.

Графика, конечно, уступает современным симуляторам, неплохо бы доработать и физику движения. Но и сейчас процесс увлекательный: попытка тронуться на «ручнике» глушит «двигатель», который приходится «запускать» самым обычным ключом. Педали без обратной связи, и, чтобы не заглохнуть, надо аккуратно обращаться со сцеплением и держать повышенные обороты, а притормаживать заранее. Ну и реактивное усилие на руле на настоящей «Приоре» теперь кажется эталонным — электронная «баранка» тренажера пытается передать какую-то информацию, но организм не в силах ее расшифровать.

2. Тренажер ТВ-2110 позволяет окунуться в сутолку мегаполиса и отрабатывать навыки городского движения без физических последствий.

Кстати, говорят, что у обучаемых бывали случаи головокружения — вестибулярный аппарат не может смириться с движущейся картинкой, которая не подкреплена привычными перегрузками при разгоне, торможении и маневрировании.

Тренажеры можно использовать как наглядное пособие для начинающих: дети, это сиденье, на нем сидят. Это педали, это коробка передач, этот рычаг включает поворотник... Так детишек из картинговой секции Автомотоклуба знакомят с настоящим автомобилем. Еще можно отрабатывать навыки маневрирования в городе — заранее учитывать требования знаков, светофоров, разметки; учиться видеть дальше собственного капота и ориентироваться по зеркалам. Но гораздо интереснее попробовать себя в роли водителя спецавтомобиля.

Сначала — пробная поездка по компьютерному городу, чтобы привыкнуть к органам управления и освоиться в трафике. Затем в руки берется пульт СГУ «Элина», управляющий «люстрой», сиреной и «крякалкой», а в наушниках и на экране возникают руководящие подсказки: двигайтесь по резервной полосе, выезжайте на встречную полосу, поверните направо...

5. Такой микрофон с кнопками управления сигнальным громкоговорящим устройством (СГУ) знаком большинству водителей спецавтомобилей. Записавшись на тренажерные курсы, можно научиться грамотно им пользоваться.

Я мчусь по пустой двухполосной дороге, включив маяк - имею право ехать быстрее всех. Впереди затор, и тут же следует команда — двигайтесь по «встречке». Включаю сирену, сбрасываю скорость, обгоняя пробку, и тут дорога начинает плавно сворачивать, скрываясь за замершими автомобилями... Приторможу-ка! И правильно сделал: из закрытого поворота выехал полицейский автомобиль. «Крякнули» друг другу, чинно разъехались. Хорошо, что скорость была минимальной.

А вот «встал» бульвар. Кое-как протискиваюсь между машин под блики «люстры» и вой сирены. Впереди пешеходный переход. По идее, с таким аккомпанементом меня не заметит только глухой и слепой - но их-то как раз и придется принимать в расчет. Почти полностью останавливаюсь перед зеброй, и тут же на дорогу выскакивает виртуальный пешеход. Бью по тормозам: родной, ты в наушниках что ли?!

- Молодец! - одобрительно замечает наблюдающий за мной инструктор.

6. 4 тренажера подчиняются единому посту управления. Оператор фиксирует время прохождения маршрута и все ошибки, допущенные курсантом.

В общем, не зря нам рассказывали про опережающую реакцию. Видишь, что впереди творится что-то непонятное, — перестрахуйся, сбрось скорость. Так предотвратишь аварию, спасешь чью-то жизнь и выполнишь служебное задание. А я, как настоящий водитель ФСО, проехал по маршруту без единого серьезного ДТП — разве что слегка притер крыло какого-то бесноватого «Форда-Фокус», который сначала остановился, чтобы пропустить меня, а потом неожиданного рванул вперед. Надо предложить разработчикам ввести в число участников движения «синие ведерки».

А навыки предугадывать ситуацию пригодятся и обычным водителям. Чтобы записаться на курсы, достаточно позвонить по контактным телефонам и изъявить желание. Тренажер поможет усовершенствовать приемы управления в разных ландшафтных и погодных условиях, вдобавок даст понять все сложности вождения в колонне со спецсигналами. Стоят 3 часа удовольствия 5000 рублей.

Безопасно ездить на машинах со спецсигналами сотрудникам ФСО помогают не только Божье слово и доброта, но и специальные теоретические и практические курсы.

P.S. Центр обучения безопасному вождению ФСО объявил акцию «Гарантия качества». Вкратце ее суть можно выразить одной фразой: ваша авария — наша недоработка. Если вы освоили полный летний и зимний курсы и в течение года после этого попали в ДТП по своей вине, то сможете пройти дополнительную подготовку на автодроме. Там инструкторы подробно разберут сложившуюся ситуацию и помогут не допустить ее впредь.

Подпишитесь на «За рулем» в