Дороги, которые нас защищают

Дороги, которые нас защищают

Продолжив аналогию с автомобилем, замечу – здесь тоже есть устройства пассивной и активной безопасности: первые призваны не допустить аварийной обстановки, вторые – смягчить ее последствия.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Наблюдательные автомобилисты наверняка замечали, как разнится дорожная обстановка в зависимости от разметки. Стоит съехать с по-весеннему грязного асфальта со стертой разметкой на «свежеразрисованный» участок, как ряды машин становятся стройней, а их движение – явно более осмысленным. Всего лишь размечены ряды, а езда уже стала безопасней!

Протяженность дорог в нашей стране превышает 900 тыс. км, но лишь малая доля отвечает современным требованиям. Даже в столице есть над чем поработать. К тому же покрытие требует постоянного ухода. Разметка уже к середине зимы стирается шипами, ее разъедают противогололедные реагенты. Современные технологии позволяют продлить срок службы разметки даже в российских условиях с трех-четырех месяцев до двух лет. Столько будут работать полимерные ленты.

Нанести их на дорогу не так уж сложно: рулон уложен в тележку вроде газонокосилки, с которой управляется один человек. В отличие от традиционной краски, разметку можно наносить сразу после укладки покрытия, утапливая в свежий слой асфальтобетона. Такая полоса или пунктир не только намного долговечней, но и отражает свет – благодаря микропризмам, заключенным в ромбовидные капсулы (с внешней стороны они закрыты слоем прозрачного полимера). Даже под водой в сильный дождь разметка отлично видна водителю.

Помимо материалов, дорожники мудрят и над рисунками разметки. Особенно преуспели японцы и австралийцы, разработав любопытные нестандартные варианты – например «галочки», нанесенные посередине ряда. Зачем? Оказывается, при достижении определенной скорости этот рисунок начинает мелькать с такой частотой, что создается иллюзия езды с большей, чем в действительности, скоростью. Водитель машинально сбавляет газ.

Созданы участки с рельефной разметкой, вызывающей вибрацию и дискомфорт при превышении определенной скорости. Пока все эти изобретения не нашли широкого применения, но ведь и «лежачие полицейские» когда-то начались с эксперимента.

Трудно представить, что случилось бы, исчезни с улиц городов хотя бы на час дорожные знаки и указатели! Даже российские водители понемногу привыкают и к светящимся информационным табло. Лишнее напоминание, например, о гололеде не помешает. А чтобы сделать табло максимально экономичными, за рубежом начали применять питание от солнечных батарей. Им достаточно всего 20 минут солнечного света, чтобы всю ночь табло ярко светилось. Кстати, уже есть экраны, на которых текст предупреждения можно изменить всего за пару минут, например, подключив ноутбук.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

Одно из самых опасных нарушений – проезд перекрестка на красный свет. В США, например, из-за этого происходит почти четверть всех аварий. На перекрестках ежегодно погибают сотни человек, а материальный ущерб, связанный с выплатой по страховкам, потерей трудоспособности и счетам за лечение, достигает 7 миллиардов долларов.

А у нас – кто считал последствия проездов на красный или «оранжевый»? За океаном давно поняли: поставить у каждого светофора полицейского невозможно. Гораздо эффективнее фиксировать нарушение видео- или фотокамерами. Они работают в автоматическом режиме. Обычно камеры устанавливают так, что съемка идет с разных ракурсов и в разных направлениях. Когда в светофоре горит зеленый, его камера бездействует. После включения красного, она, выждав долю секунды, чтобы водители завершили проезд перекрестка, включается – с этого момента любой нарушитель попадет в кадр. Мало того, первая камера передает сигнал другим: они тоже старательно фиксируют проштрафившегося. А фотоотчет о происшествии очень скоро окажется… правильно, в полицейском участке.

В некоторых штатах полиции достаточно фото номерного знака машины-нарушителя, по законам других – к делу нужно приложить портрет водителя за рулем. Соответственно настроены и фотокамеры. Уже через пару дней в вашем почтовом ящике окажутся конверт с «компроматом» и штрафная квитанция на внушительную сумму. Уйти от ответственности невозможно: камеры работают 24 часа семь дней в неделю без перерыва на обед. Все что вы можете – попытаться обжаловать постановление в суде, если есть контраргументы. Вот такая демократия.

Аналогично работают и детекторы скорости. Простейшая схема: на определенном расстоянии висят две камеры, соединенные с компьютером. При движении с разрешенной скоростью автомобиль попадает в поле зрения второй камеры через определенное время. Если оно меньше запрограммированного, второй «глаз» зафиксирует нарушителя. Остальное – дело техники.

В России камеры тоже потихоньку внедряют. Но, как правило, они лишь наблюдают за потоками. А если и видят нарушителя… его еще нужно отловить. Ведь наши законы не позволяют штрафовать заочно. Наверное, кому-то так удобней…

В других странах считают иначе. Стоило властям американского города Окснард установить камеры, фиксирующие проезд на красный свет, и заявить об этом, как количество ДТП в течение нескольких месяцев уменьшилось на 30%! А ведь камеры следили лишь за 11 из 125 перекрестков.

И вновь вернемся на родные просторы. На 989-м километре трассы Иркутск – Красноярск из года в год зимой происходило четыре-пять аварий с тяжелыми последствиями. После установки светоотражающих знаков и оградительного барьера количество аварий на этом участке снизилось до… нуля! Значит, и у нас не все безнадежно…

Подпишитесь на «За рулем» в