Конец ограничений

КОНЕЦ ОГРАНИЧЕНИЙ

С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»

Те, кто бывал за границей, наверняка замечали, насколько продуманы улицы и здания для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Въездные пандусы на тротуарах, у входов в магазины и кафе, специальные места в общественном транспорте. Вот поразившая меня зарисовка из повседневной жизни Барселоны: причалившая к остановке огромная 12-метровая «Сетра», шумно «вздохнув» пневматикой, медленно присела и завалилась на правый бок, почти касаясь полом асфальта. Двери распахнулись, и на тротуар спокойно выехал человек на коляске. Присесть в реверансе способны многие модели автобусов. Причем не только городские, но и компактные. Например, «Мерседес-Бенц Вито», оборудованный пневмоподвеской с электромотором «Бош». Водитель, нажимая кнопку на панели приборов, опускает заднюю часть машины: попасть в салон можно без особых усилий.

Специальные платформы и лифты предлагают во множестве версий. Пандусы с алюминиевыми страховочными поручнями позволяют вкатить кресло через дверь в корме. Боковой лифт, который в «походном» положении спрятан под днищем машины – один из наиболее популярных у заказчиков. Нажав кнопку, его выдвигают и опускают на асфальт.

Все лифты требуют фиксации кресла на платформе, как правило, в четырех-шести точках. Платформами грузоподъемностью 300–350 кг можно управлять с дистанционного пульта или с места водителя.

В салоне тоже все продумано: широкий проход (вернее – проезд), фиксаторы для колясок, удобные поручни. Причем все это почти без ущерба для вместительности. «Вито» берет на борт до семи пассажиров на колясках!

Но машины приспосабливают не только для «пассивного» передвижения: почти любой человек с ограниченными физическими возможностями может занять и место водителя. Для переоборудования, конечно, берут машину с автоматической трансмиссией. Затем, исходя из пожеланий и возможностей заказчика, педали тормоза или управления дроссельной заслонкой дублируют рычагами под рулем. Например, «Форд» отдает предпочтение системам «Веллс-Энгберг», чем-то схожим с органами управления мотоциклом. Газом и тормозом управляют при помощи одной поворотной рукоятки. Штатные педали тоже функционируют, так что машиной без труда может пользоваться и здоровый родственник владельца. Переоборудование салона включает установку вращающихся кресел, обычно с электроприводом, для водителя и часто – пассажира. Но это далеко не все!

По заказу устанавливают удлинители рулевой колонки, боковые двери с электроприводом, панорамные камеры заднего вида, парктроники с круговой зоной действия, системы контроля за давлением в шинах «Смарт-Тайр» и компрессор подкачки «Райд-Райт», щетки стеклоочистителя с автоматически включающимся обогревом, чтобы не примерзли к стеклу, и многое другое.

В самых совершенных моделях многими системами водитель командует с помощью единого электронного центра управления. Он отвечает и за телефонную связь, и за спутниковую навигацию, позволяет даже управлять подъемными лифтами голосом!

«Инвалидки» нередко превосходят большинство серийных машин не только количеством электронных «наворотов». «Форд Фокус ZX3» создан не просто для удобного передвижения, но и для активных молодых людей», – подчеркивает президент североамериканского департамента развития «Форд» Крис Теодор и добавляет: «Автомобиль доказывает молодым людям, что они тоже могут прочувствовать удовольствие от вождения спортивно-настроенной модели, ощутить себя свободными и независимыми». Машина, действительно, «заводная»: 2 литра рабочего объема, 130 «лошадок», 17-дюймовые колеса, спортивный дизайн.

Развитие электроники и внедрение в автомобильную индустрию авиационной технологии управления по проводам (Fly-by-Wire) открывает перед конструкторами и будущими водителями невиданные возможности. Еще несколько лет назад «Даймлер-Крайслер» показал концепт-кар F200 с джойстиком, заменяющим сразу педали газа, тормоза и рулевое колесо. Для ускорения и торможения водитель отталкивал или тянул рычаг на себя, рулил «кивками» влево-вправо. Система, созданная фирмой «Фоккер контрол системз», весила 18 кг и была довольно громоздкой: 400х200х210 мм.

Недавно «Фоккер» представил второе поколение устройства, более компактного, легкого и удобного. Конечно, до массового внедрения «компьютерного» управления еще предстоит решить массу проблем: эргономика, безопасность… Но ведь каких-нибудь сто лет назад человечество не знало антибиотиков, а премудрости управления тяжелыми рычагами и педалями неуклюжих самобеглых колясок далеко не каждый здоровый мужчина осваивал с первого раза.

Подпишитесь на «За рулем» в