Пересчет ОСАГО: кто попал в зону риска

Банк России готовится изменить методику расчета стоимости полиса ОСАГО. Для водителей, имеющих большой стаж, предлагаются понижающие коэффициенты, а для молодых и неопытных стоимость полиса увеличится.

Сейчас при расчете стоимости полиса ОСАГО учитываются четыре параметра, касающихся возраста водителя и стажа управления:

  • возраст до 22 лет + стаж вождения меньше 3 лет – коэффициент 1,8;
  • возраст до 22 лет + стаж больше 3 лет – 1,6;
  • возраст старше 22 лет + стаж вождения менее 3 лет – 1,7;
  • возраст старше 22 лет + стаж более 3 лет – 1,0.

То есть даже водитель с двадцатилетним стажем не получает никакой скидки за свои навыки.

Банк России предлагает, с одной стороны, «премировать» опытных и возрастных водителей дополнительной скидкой и «дисциплинировать» молодых и неопытных повышающим коэффициентом.

Молодым и без опыта придется платить больше. 25-летний водитель даже с пятилетним стажем заплатит за полис по повышающему коэффициенту (1,31 вместо сегодняшней «единицы»). Полис станет на 31% дороже.

В Банке России ссылаются на статистические исследования аварийности за весь период действия обязательного страхования. У возрастных водителей с большим стажем показатели аварийности во много раз меньше, чем у молодых и менее опытных.

В Российском союзе автостраховщиков предложение регулятора поддержали. По мнению представителя РСА, в итоге средняя премия по ОСАГО останется на прежнем уровне. Изменится лишь принцип оплаты. Если сейчас опытные водители, по сути, платят за молодых, которые чаще попадают в аварии, то в новой системе вектор сменится.

Если ты давно за рулем автомобиля и не попадаешь в аварии — получаешь солидную скидку. Молодые же водители, не имея достаточного опыта, будут платить больше. При этом расчеты станут более справедливыми.

«Предложение ЦБ по изменению коэффициентов - отличный способ сэкономить на стоимости полиса ОСАГО тем водителям, которые ездят аккуратно и долго», — считает Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting.

«Что касается аспекта убыточности системы ОСАГО, то здесь вряд ли будут какие-либо изменения. В среднем, объем поступающих премий останется на прежнем уровне. Думаю, что этот шаг абсолютно оправдан и сделан для повышения прозрачности расчетов повышающих и понижающих коэффициентов, на некорректность которых в ЦБ поступило большинство жалоб автовладельцев», - пояснил Кинякин.

По мнению эксперта, подобный подход позволит стимулировать молодых водителей. Ездить аккуратно и не попадать по своей вине в аварии станет выгодно экономически. Соответственно, и аварийность на дорогах снизится.

Предложение Банка России по изменению расчета стоимости ОСАГО

Стаж, лет

0

1

2

3-4

5-6

7-9

10-14

более 14

Возраст, лет

16-21

1,8

1,8

1,8

1,8

22-24

1,8

1,8

1,8

1,8

1,55

25-29

1,8

1,8

1,78

1,52

1,31

1,22

1,16

30-34

1,66

1,64

1,52

1,3

1,12

1,05

0,99

0,93

35-39

1,48

1,46

1,35

1,15

0,99

0,93

0,88

0,83

40-49

1,37

1,35

1,25

1,07

0,92

0,86

0,82

0,76

Старше 49

1,18

1,17

1,08

0,92

0,79

0,74

0,71

0,66

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в