Механика или автомат: жесткая проверка на Kia Sportage

Мы проехали по плохим дорогам и даже по бездорожью вокруг Байкала.

У каждого есть заветные места, где мечтаешь побывать. На Байкал я хотел попасть с детства. И, въезжая на паром «Ольхонские ворота», не верил своему счастью. Самое большое пресноводное озеро континента, пятая часть мировых запасов воды – ни один географический факт не затмит красоты и величия, что открываются взору. Хорошо, один всё же есть: это самое глубокое озеро на планете. Именно у острова Ольхон, куда мы направлялись, и находится эта синяя бездна глубиной больше полутора километров.

Наконец, паром причалил, и я ступил на берег самого большого острова Байкала. Точнее, съехал. В моих руках – стандартный Kia Sportage с двухлитровым мотором, полным приводом и в популярной комплектации Luxe. Интересно, как он будет чувствовать себя вдали от городской цивилизации?

Ни одна фотография не передает эмоции, которые захватывают на берегу Байкала.

Буханкино царство

Ольхон – царство «буханок». Они составляют две трети автомобильной фауны, причем часто пасутся целыми стаями. Об асфальте тут не слышали, ровных дорог почти нет. Сплошной грейдер с периоди­ческими ямами солидного калибра. Дело не в деньгах – экология! Потому другим автомобилям, в том числе и внедорожникам, тут непросто. Sportage не исключение.

Ульяновские «буханки» – самый популярный вид транспорта на острове Ольхон: дороги плохие, а возить туристов надо. Адекватной замены этим машинам нет. УАЗу стоит задуматься об открытии здесь дилерского центра – спрос обеспечен.

Подвеска честно сопротивляется пробоям, но держать ту же скорость, что и «уазики», – под сотню – просто нереально. Можно остаться без колес; они хоть и не самые низкопрофильные, 17‑дюймовые, но за них страшно. Случись что, отремонтировать шину будет негде, не говоря уже про колесо. За всё время мне на глаза попался только один шиномонтаж – в частном доме. Да и тот был закрыт.

Самый популярный путь на материк – паромная переправа. Если ехать без машины, до Ольхона можно добраться прямо из Иркутска – на «Комете».

Если к подвеске серьезных вопросов нет, то к ассистенту спуска с горы доверие растаяло. На пологих склонах он работает исправно, но как только дорога круто пошла вниз, система стала сбоить, распуская тормозá больше положенного. Чтобы не уехать в пропасть или не оказаться в Байкале, пришлось осаживать машину вручную.

У берега взору открывается глубокая синева озера. Вода какого-то фантастически насыщенного цвета – не каждое море может таким похвастаться. Подъехав к скале Шаманка (она же мыс Бурхан), где стоят священные столбы Сэргэ, натыкаешься сразу на несколько природных зон. Справа – настоящие прибалтийские пляжи: песчаный берег с дюнами среди хвои. Слева – уступы Шаманки и берег с мелкой галькой. А за спиной – степь. И в этом весь Ольхон – солнечный, суровый, разный.

Самое большое пресноводное озеро континента, пятая часть мировых запасов воды, но ни один географический факт не затмит красоты и величия Байкала.

А медведи водятся? Это первое, что спросил я у местных. Михалычей на Ольхоне нет – им просто нечем здесь прокормиться, и можно безопасно бродить по округе. Правда, лет пять назад одна медведица всё же переплыла на остров, спасаясь от лесных пожаров. Но и без медведей живности хватает, не говоря уже про обитателей Байкала. Здесь огромное количество уникальной рыбы (ловля запрещена). И конечно же, местные нерпы. Обидно, но повстречаться с этими мимишными созданиями не довелось.

А вот совсем невеселая картина: надгробия и памятники повсюду. Людей Байкал забирает немало, большинство – зимой. Провал под лед – самая частая причина гибели. По крайней мере, если верить местным. Летом тоже случаются трагедии: волны на Байкале не особо большие, но очень резкие – и оказаться в ледяной воде (ее температура всегда не выше +10 °C), упав с легкого суденышка, проще простого.

Священные столбы Сэргэ. Опоясывающие их ленты – это дары, которые люди приносят духам озера.

Nu поехали уже!

Автомат, как ни странно, тут предпочтительнее: при сопоставимом ускорении не приходится постоянно переключать передачи самому, а аппетит у машины всего на пол-литра больше. Хотя в любом случае он немалый – 9,5 и 10 л/100 км соответственно. Для загородного режима откровенно много.

Пока я испытывал дефицит тяги и следил за уровнем топлива, на горизонте показалась Бугульдейка – село на берегу Байкала, близ которого находится большой мраморный карьер.

Мраморный карьер близ села Бугульдейка в 1990‑е годы был загублен неправильным взрывом – весь мрамор покрылся трещинами. Теперь это туристическое место.

Этот карьер – памятник бездарному отношению к природным ресурсам. Качество мрамора, белого с серыми прожилками, было высочайшим. Его использовали и для изготовления скульптур, и для отделочных работ, требующих больших цельных массивов камня. В середине девяностых был произведен направленный взрыв для дальнейшей разработки, но расчеты оказались неверными – и весь мраморный массив в карьере пошел мелкими и крупными трещинами. Уникальное месторождение загубила глупая ошибка. Теперь этот мрамор можно использовать только для мелких изделий… Добывать его может каждый жела­ющий – нужно только ­получить разрешение.

Байкал поглощает и не отпускает. Можно сколь угодно долго читать описания и статьи, но никакое слово, никакая фотография не передадут эту красоту. Мощную и одновременно невероятно хрупкую. Хочется наивно верить, что ничто и никогда ее больше не подпортит.

  • Собираясь в автопутешествие, хочется взять с собой все и сразу. Поможет в этом автобокс на крыше автомобиля. Для установки вам понадобится багажник (поперечины). Звоните нам, и мы расскажем, как увеличить объем перевозимого груза.

Фото: Александр Виноградов и Kia

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Kia Sportage (7)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Kia Sportage  2017
/ срок владения: 1 - 3 года

Достоинства:

Эргономичный салон. Много места спереди и сзади. Драйвовый ДВС и АКПП.

Недостатки:

Шумное днище и арки. Небольшой дорожный просвет. Не очень эргономичная подвеска.

Комментарий:

Год покупки - 2018. Это первый мой автомобиль, в котором не хочу менять решетку радиатора, т.к. она мне нравится :) Ездил на чуть более 40 гражданских легковых автомобилей, на которых, были и тест-драйвы, чем-то владел лично, ездил по служебным заданиям, друзья просто давали на тест. Есть с чем сравнить. Но ниже я хотел бы сузить сравнение до BMW X5 (F15) и Kia Sportage IV и вот почему. Т.к. дизайн (автомобильный дизайн, это не только красивый кузов и эргономика салона, но и проработка узлов машины) разработала европейская дизайн-студия KIA, расположенная во Франкфурте-на-Майне (Германия) с участием главного дизайнера Peter Schreyer, то автомобиль получил решения в части эргономики и функциональности в рамках немецкий школы со своими плюсами и минусами. С точки зрения эргономики, Sportage и X5 очень схожи. Лоску и доп. функций больше у BMW, но принципиальной разницы с точки зрения среднестатистического потребителя нет. Приборы водителя, кнопки управления у обоих брендов находятся в удобной зоне, эргономика посадки спереди и сзади — на одном комфортном уровне. При высадке пассажира с заднего места также, как и у сравниваемого BMW ногой задеваешь металлическую часть заднего крыла. Подвеска упругая, энергоемкая и немного жесткая у обоих автомобилей. Существенной разницы при вождении я лично не почувствовал. Жирный минус Sportage — пороги дверей не защищены от грязи. Но и у X5 есть просчет — это боковые внешние пороги. Они так сильно выпирают, что при посадке-высадке также задеваешь их ногами, если у тебя не рост под 2 метра. При этом у X5 в части задних пассажиров нет лампы освещения салона. Место в салоне достаточно у обоих автомобилей, хотя X5 по сантиметрам больше, но эта длина нивелируется "пухлыми" спинками кресел, которые и забирают "лишние" сантиметры под себя.

-20