Главное оружие Победы: 7 лучших образцов техники

Техника, про которую мы рассказываем, была не просто хороша на полигоне или даже в условиях реального боя. Намного важнее в большой индустриальной войне другой фактор – технологичность.

Войны выигрывают, в первую очередь, люди. Массовая храбрость, уровень руководства, слаженность подразделений и работа политруков/капелланов по поддержанию боевого духа – без всего этого победить почти невозможно.

Но в большой индустриальной войне XX века, которой и являлась Великая Отечественная, имелось еще одно условие. Обязательное, хоть и не достаточное.

Этим условием была техника.

Т-34 – основа танковых войск

Т-34/85 на улицах Берлина

Всего за годы войны заводы успели изготовить более полусотни тысяч Т-34 всех модификаций.В начале войны это был еще сравнительно сырой танк не без проблем. Но с каждой модификацией устранялись все новые слабые места. В итоге получился хорошо сбалансированный средний танк. Быть может, он был грубоват и не очень удобен в управлении. Но Т-34 был сравнительно прост в производстве, а без массовости в большой индустриальной войне далеко не уедешь. А когда танк прошел большую модернизацию и обзавелся 85-мм орудием, он смог уверенно побеждать даже совсем серьезных противников вроде «Тигров».

КВ – неприятный сюрприз для вермахта

Танки КВ-1 двигаются на фронт. Ленинград, 1941 год

Этот тяжелый танк первой половины войны не был волшебным оружием, автоматически дающим победу в любой битве. Но его неожиданно крепкая броня стала серьезным сюрпризом для вторгшихся в СССР немцев.

КВ был одним из немногочисленных козырей РККА в тяжелейшее лето 1941-го. Тогда с ним могли бороться только 88-мм зенитки, авиация и некоторые подкалиберные снаряды.

В 1942-м у врага массово появились 75-мм длинноствольные пушки на танках, в 1943-м – грозные «Тигры» и «Пантеры». Славно прослуживший в первую половину войны тяжелый танк начал устаревать. Но перехватить эстафету уже спешила новая машина.

ИС – сильнейший тяжелый

ИС-2 в Берлине. На заднем плане – немецкая колонна Победы (в честь объединения Германии в XIX веке). Но в мае 1945-го настала другая эпоха.

На смену КВ отечественным конструкторам удалось создать новый тяжелый танк. Он был намного лучше вооружен и забронирован, но весил даже меньше, чем некоторые модификации КВ. Что было только в плюс для промышленности – не надо перестраивать заводы, заказывая, например, более грузоподъемные краны. И военная логистика для нового танка ИС была плюс-минус такой же, как и для привычного КВ.

Особенно хорошо зарекомендовал себя ИС-2. Мощная 122-мм пушка позволяла как успешно противостоять «Королевским тиграм», так и поддерживать пехоту снарядами с высоким фугасным действием. Вкупе с очень хорошей броней это делало ИС-2 самым грозным танком РККА в Великую Отечественную войну.

Су-76 – рабочая лошадка войны

Су-76М в Чехословакии, май 1945 года

Военным хотелось использовать эти мощности не только для получения легких танков. Результатом стала Су-76 – самоходная артиллерийская установка на базе Т-70, но с открытой рубкой и 76-мм (а не 45-мм, как у него) пушкой. Специфика производства позволяла печь Су-76 как горячие пирожки, и в итоге насытить ими стрелковые дивизии. Получившаяся самоходка, конечно, не прославилась, как убийца «Тигров», но пехоте требовалось иное – сопровождение и поддержка в бою против неприятельских огневых точек. И эту задачу Су-76 с честью выполняла.

«Катюша» – асимметричный ответ

Процесс заряжания «Катюши»

В первую половину войны серьезным преимуществом вермахта была сильная артиллерийская группировка. Что еще хуже – у немцев были тягачи, которые могли тянуть пушки со скоростью танков. Мы же сделали упор на количество самих танков, и в результате маневренным соединениям РККА не хватало артиллерийской поддержки – она попросту не поспевала.

Решением стала «Катюша» – реактивная система залпового огня на шасси обычного грузовика. Сравнительно простые и дешевые в производстве, «Катюши» были достаточно быстры, чтобы поспевать за танковыми частями и поддерживать их огнем. Как у всякого асимметричного ответа, у них были свои минусы. Например, недостаточная дальность огня, большое рассеивание и меньшая эффективность работы по окопанному противнику. Но если удавалось «поймать» контратакующее подразделение неприятеля на открытой местности, то разгром причинялся страшный.

Ил-2 – поддержка с воздуха

Производство Ил-2, 1942 год

Штурмовик Ил-2 оказался самым массовым боевым самолетом за всю историю – более 36 тысяч экземпляров. Прочная конструкция хорошо подходила для атак на бреющем полете. Илы могли проводить много времени у самой земли, осуществляя непосредственную поддержку – и пусть снизу по ним стреляло все, что могло стрелять.

Многофункциональная рабочая лошадка, Ил-2 был особенно хорош для атак на отступающие колонны. Обилие двигающихся в линию слабозащищенных целей вроде пехоты или машин снабжения всегда хорошо сочеталось с пушками, бомбами, реактивными снарядами и полетами на небольших высотах. Поэтому в 1944-45 годах Ил-2 регулярно устраивали немцам настоящие избиения.

Авиабомбы ПТАБ – универсальное оружие

Загрузка авиабомб ПТАБ в штурмовик Ил-2

Перечисленная техника была не просто хороша на полигоне или даже в условиях реального боя. Намного важнее в большой индустриальной войне другой фактор – технологичность. Ослабленная Первой мировой и разрушенная гражданской страна совершила подвиг. Она провела болезненную, но необходимую индустриализацию. Но пробежать столетие за десяток лет без последствий нельзя – к началу Великой Отечественной наша промышленность была сильнее, чем раньше, но все еще слабее, чем у немцев. И главным требованием к технике стала возможность её массового производства именно этой, имеющей ряд недостатков и «перекосов», промышленностью. Это требование было выполнено – и в итоге в мае 1945-го в Берлине стояли именно ИСы и Т-34.

Фото: waralbum.ru

Подпишитесь на «За рулем» в