Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР

Традиционная ежегодная экспертиза аккумуляторных батарей в этот раз имеет восточный колорит: мы испытывали аккумуляторы для корейских, японских и прочих автомобилей азиатского происхождения.
Две батареи одного производителя и разной «национальности». «Европейка» (на фото слева) в нашей экспертизе участия не принимала. Если вместо «европейки» устанавливаете «азиатку», десять раз проверьте, не касаются ли ее торчащие клеммы капота! Последствия могут быть крайне неприятными.

Принципиальной разницы между батареями для «азиаток» и «европеек» нет. По сути, тот же свинец, купающийся в кислоте. «Ази­аток» выдает разве что конструктивное исполнение с выпирающими вверх клеммами. У «европеек» они как бы утопают в корпусе. И пропорции немного другие: «азиатка», при прочих равных показателях, обычно чуть короче и уже, но при этом несколько выше.

Для экспертизы мы подобрали «азиаток», объединяемых типоразмером D23. Литерой D обозначается группа батарей шириной около 170 мм и высотой 200 мм, а индекс 23 – это приблизительная длина батареи в сантиметрах. Аккумуляторы такого типа представлены у нас не столь широко, как классические «европейки», но при этом являются весьма востребованными. Их устанавливают на сверхпопулярные малолитражки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также на другие модели Kia, Hyundai, Nissan, Honda, Mitsubishi, Suzuki и проч. Отметим, что часть батарей рассчитана на крепление не прижимной планкой через верх, а за прилив корпуса у самого дна батареи. В большинстве случаев эти приливы не препятствуют установке в автомобили, рассчитанные на крепление верхней планкой.

КАК ВЫБРАТЬ БАТАРЕЮ?

Материалы по теме
201211021221_1 Все про аккумуляторы

  • Габариты. Покупать нужно такую АКБ, которая заведомо поместится на штатном месте – под капотом, в багажнике или под полом. Обидно при покупке ошибиться на сантиметр.
  • Полярность. Проще всего посмотреть на старую батарею и уточнить, где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» могут различаться и формой, и расположением. На большинстве автомобилей разместить батарею с нештатной полярностью не удастся, так как не хватит длины проводов.
  • Бренд. Советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто. Не советуем брать дешевые батареи неизвестных брендов.
  • Цена. Бренд обычно определяет и цену. Заявленные электрические параметры – ток и емкость – зависят от габаритов. Не обращайте внимание на советчиков, которые говорят что-то про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Они плохо учились в школе.

Выбрали? Батарею перед установкой на машину непременно следует зарядить. Тем, кто не осо­знаёт необходимости этого этапа, предлагаем изучить нашу таблицу, где в графе «Резервная емкость» приведены в скобках параметры батарей на момент продажи. Назвать их полностью заряженными никак нельзя.

Мы собрали 14 батарей. Постарались не привлекать совсем уж неизвестных игроков. Самая дорогая батарея в нашей выборке – корейская Rocket. Оглушительные 9000 рублей пришлось отдать потому, что именно такую цену заломил официальный дилер Kia. Самая дешевая – отечественная Tyumen Вattery 6СТ‑60L Asia за 3150 рублей. Само собой, в разных торговых точках цены могут сильно различаться: та же «сибирячка» стóит в заводском магазине менее 2000 рублей. Именно по этой причине мы решили не учитывать цену батарей при распределении мест – параметр «цена/качество» носит чисто справочный характер.

Все купленные батареи – гарантийные. Но для аккумулятора термины «новая» и «гарантийная», увы, не синонимы. Поэтому не стоит удивляться тому, что при замерах резервной емкости батарей в состоянии поставки результаты всегда получаются настолько разными, что сразу видно, кто и сколько провалялся на складе. Но для продавца всё, что стоит на полке, – новое: он лишь ставит печать и дату продажи.

МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ

В испытаниях каждого вида мы присваивали лучшему и худшему результатам соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы, пропорциональные тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 128 минут, а аутсайдер – 88 минут, то участник с результатом 96 минут получал 1,80 балла. И так – для испытаний всех пяти видов. При отказе батареи в тех или иных испытаниях она получала 0 баллов. Итоговый балл – это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно разниться в разных торговых точках. В распределении мест его не учитывали.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

• Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, аудиосистема, стеклоочистители), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 128 минут. Худший результат: Rocket, 88 минут.

• Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 29,55 кДж. Худший результат: Globatt, 9,67 кДж.

• Приведенная энергия пуска единым током при –18ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 55,11 кДж. Худший результат: Globatt, 10,49 кДж.

• Приведенная энергия пуска единым током при –29ºС. Аналогично предыдущим ­испытаниям, за исключением температуры: –29ºС вместо –18ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 12,63 кДж. Худший результат: Globatt; полный отказ, батарея «просела» ниже 6,0 В уже на 21‑й секунде разряда вместо положенных 30 с.

• Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает ­способность батареи восстанавливаться ­ после глубо­кого разряда.

Лучше других принимает заряд Varta Blue Dynamic – 26,03 А. Меньше других зарядный ток у батареи Banner Power Bull – 20,86 А.

Примечание. Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР14-е место. Globatt, страна не указана
14-е место. Globatt, страна не указана

Ориентировочная цена 4200 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,06 кг/–

Габариты 232×173×222 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в пятой банке

Возможно, в тепличных условиях батарея повела бы себя лучше, но на морозе ей стало плохо. Ток при –18ºС она выдает хуже всех. А при –29ºС бедняга просто померла: напряжение на клеммах быстро упало ниже 6 В – незачет. Страна-производитель не указана, есть только ссылка на некие «немецкие технологии».

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР13-е место. Rocket, Корея
13-е место. Rocket, Корея

Ориентировочная цена 9000 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость 92 мин.

Заявленный ток 550 А (SAE); 440 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,55/15,5 кг

Габариты 231×170×222 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности

Дорогущую батарею купили исключительно потому, что она продавалась у официального дилера Kia. Денег жалко до сих пор: самая низкая резервная емкость, крайне слабые результаты при –29ºС, полный провал по соотношению цены и качества.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР12-е место. Solite, Корея
12-е место. Solite, Корея

Ориентировочная цена 4700 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч; 110 мин.

Заявленная резервная емкость 100 мин.

Заявленный ток 580 А (CCA)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 13,5 кг/–

Габариты 238×168×207 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности во второй банке

Масса батареи подозрительно мала – победители на несколько килограммов тяжелее! Это наводило на скептические мысли. Так и получилось: все испытания изделие выдержало, но ни на одном этапе не набрало даже трех баллов из пяти возможных. Слабый результат.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР11-е место. Banner Power Bull, Австрия
11-е место. Banner Power Bull, Австрия

Ориентировочная цена 5900 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 510 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–

Габариты 230×171×224 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности

Австрийскому бренду в наших испытаниях обычно не везет. Провалов нет, но и до звезд далековато. В этот раз отметим разве что неплохую резервную емкость (более 100 минут) и… И всё, наверное. При –29ºС батарея еле-еле сдюжила, заряд она принимает хуже других, а цена далеко не привлекательная.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР10-е место. Moll, Германия
10-е место. Moll, Германия

Ориентировочная цена 7200 руб.

Заявленная емкость 66 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 575 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,2 кг/–

Габариты 231×172×223 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности

За что платить такие деньги? Дороже в нашей выборке только Rocket. Ни в одном испытании аккумулятор не набрал даже трех баллов. А если при расстановке мест учитывать цену, то получается третье место с конца.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР9-е место. Titan, Россия
9-е место. Titan, Россия

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная емкость 62 А∙ч

Заявленная резервная емкость 550 А (EN)

Заявленный ток

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,04 кг/–

Габариты 230×173×223 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности во второй банке

Российская батарея неплохо выдала обещанный ток при –18ºС: шестой результат в нашей выборке. Именно это и позволило занять девятое место. Все остальные ее результаты ниже 2 баллов.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР8-е место. Westa, Корея
8-е место. Westa, Корея

Ориентировочная цена 4800 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 600 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,03/16,6 кг

Габариты 232×175×225 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности во второй банке

«Кореянка» показала шестой результат по резервной емкости и по заявленному току при –18ºС. Общий уровень средний.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР7-е место. Bosch, Германия
7-е место. Bosch, Германия

Ориентировочная цена 4350 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–

Габариты 230×171×220 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности

Батарея Bosch выступила без блеска. Отметим разве что шестой результат при –29ºС. Заряд батарея принимает без аппетита, что говорит о неважной способности восстанавливаться после глубокого разряда. От производителя со столь громким ­именем ожидаешь большего.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР6-е место. Тюменский Медведь, Россия
6-е место. Тюменский Медведь, Россия

Ориентировочная цена 4725 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 590 А

Измеренная/заявленная масса с электролитом 17,11/17,3 кг

Габариты 231×175×223 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности в четвертой банке

«Сибирячка» заслужила участие в «цветочной церемонии» – шестой результат. Особо отметим высокую резервную емкость – второй показатель среди всех участниц.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР5-е место. Yokohama Platinum, страна не указана
5-е место. Yokohama Platinum, страна не указана

Ориентировочная цена 6900 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость 126 мин.

Заявленный ток 600 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,04 кг/–

Габариты 232×172×221 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Батарея стала четвертой в испытании на резервную емкость и при замерах энергии разряда при температуре –29ºС. По резервной емкости – пятый результат. В общем, очень хорошо.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР4-е место. Varta Blue Dynamic, Германия
4-е место. Varta Blue Dynamic, Германия

Ориентировочная цена 4200 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–

Габариты 232×171×220 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности

Аккумулятор выиграл соревнования по приему тока заряда, в остальных номинациях выступил ожидаемо. В целом батарея подтвердила соответствие громкому имени.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР3-е место. American, Корея
3-е место. American, Корея

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная емкость

Заявленная резервная емкость 120 мин.

Заявленный ток 650 А

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,66 кг/–

Габариты 230×171×223 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Второй результат при –29ºС вызывает уважение. Отметим также хорошую резервную емкость. Рекомендуем.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР2-е место. Tyumen Вattery 6СТ-60L Asia, Россия
2-е место. Tyumen Вattery 6СТ-60L Asia, Россия

Ориентировочная цена 3150 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 520 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,05/16,1 кг

Габариты 230×171×216 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности

Аккумулятор вновь подтвердил статус лучшей российской батареи. По соотношению цены и качества изделие даже оказалось лучшим. Отметим второй результат в выдаче тока холодной прокрутки при –18ºС, а также третий результат при –29ºС и по резервной емкости. Рекомендуем!

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗР1-е место. Medalist, Корея
1-е место. Medalist, Корея

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч

Заявленная резервная емкость 120 мин.

Заявленный ток 650 А (BCI)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–

Габариты 230×172×222 мм

Газоотвод центральный

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Корейская батарея вспомнила былое и вновь выиграла соревнования с большим перевесом, победив в четырех номинациях из пяти. По внезачетному соотношению цены и качества она уступила только отечественной Tyumen Вattery 6СТ-60L Asia. Рекомендуем!

ПОБЕДИТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ» ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

1-е место

2-е место

3-е место

2017

Мedalist

Tyumen Battery

American

2016

Tyumen Battery Premium

Varta

Мutlu

2015

Tyumen Battery Premium

Topla

Exide Premium

2014

Varta

Banner

Bosch

2013

Tyumen Battery Лидер

Mutlu

Royal

2012

Varta

Мedalist

Topla

2011

Мedalist

Panasonic

Titan

2010

Мedalist

Varta

Зверь

2009

Varta

Мedalist

A-mega

2008

Bosch

Мedalist

Varta

2007

Мutlu

Акoм

Мedalist

2006

Varta

Мedalist

Bosch

2004

Tyumen

Tyumen

Мedalist

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

• В вольтах (В) измеряют напряжение U.

• В амперах (А) измеряют ток I.

• В омах (Ом) измеряют сопротивление R. 1 В = 1 А × 1 Ом.

• В ваттах (Вт) измеряют мощность Р.

• В джоулях (Дж) измеряют энергию W. 

Кроме того, ее же часто измеряют в киловатт-часах (кВт·ч).

Р = U·I; W = U·I·t

1 Вт = 1 В × 1 А = 1 Дж/с = 1 Н·м/с = 1 кг·м²/с³

1 Дж = 1 В × 1 А × 1 с = 1 Вт × 1 с = 1 Н·м = 1 кг·м²/с = 0,00028 кВт·ч

1 кВт·ч = 1000 Вт × 3600 с = 3600 кДж

• В кулонах (Кл) измеряют заряд q. Кроме того, его часто измеряют в ампер-часах (А·ч)*. 1 ампер-час – это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нем тока силой 1 А.

q = I·t; 1 Кл = 1 А × 1 с; 1 А·ч = 3600 Кл

*Емкость батареи косвенно оценивают также в ампер-часах, но такая оценка некорректна.




ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗРЛюбители подобных глазков утверждают, что вероятность различного состояния банок в АКБ очень мала, а потому от такого индикатора есть польза. Что ж, в большинстве батарей они предусмотрены.
Любители подобных глазков утверждают, что вероятность различного состояния банок в АКБ очень мала, а потому от такого индикатора есть польза. Что ж, в большинстве батарей они предусмотрены.

1. Почему не все АКБ оснащены индикатором-глазком?

Такой индикатор не очень-то и нужен. Формально он помогает визуально оценить уровень и плотность электролита, но лишь в одной из банок. Многие производители вводят его в конструкцию лишь для того, чтобы покупатель сразу успокаивался: мол, если глазок есть, значит батарея современная. Но, между нами, это просто забавная игрушка.

2. Стоит ли в холодное время года перед пуском «греть» батарею включением фар?

Нет. Раньше этот прием пропагандировался, но сегодня его считают бесполезным. Разогреться АКБ не успевает, а вот заряд теряет.

3. Верно ли, что при установке батареи большей емкости она постоянно будет недозаряжаться?

Нет, конечно. Что может помешать ей заряжаться полностью? Если, к примеру, при пуске холодного мотора батарея отдала 1 А∙ч, то ровно столько же должен вернуть ей генератор. А какая при этом емкость указана на этикетке АКБ, не важно.

4. Как проще всего оценить, жива батарея или нет?

С помощью любого тестера или вольтметра. Надо при холодном моторе измерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Снимать клемму при этом не нужно. После заряда и выдержки (хранения батареи, отключенной от зарядного устройства) в течение 10–15 часов НРЦ должно составлять 12,5–12,7 В. Если напряжение ниже 12,5 В, батарею следует зарядить, причем в теплом помещении. Если замер проводится сразу после заряда, прибор покажет вовсе не НРЦ, а напряжение при заряде, которое может быть значительно выше.

Лучшие автомобильные аккумуляторы - выбор ЗРВентиляция через пробки осуществляется через эти крошечные отверстия.
Вентиляция через пробки осуществляется через эти крошечные отверстия.

5. Зачем проверять батареи при максимальных токах, если на практике они не требуются?

Если говорить о регионах с жарким климатом, то, может быть, такие токи и не нужны. А вот на морозе, когда стартер с трудом проворачивает коленвал, как раз и требуются максимально большие токи. К тому же заявленный ток косвенно характеризует качество батареи: чем он больше, тем меньше ее внутреннее сопротивление.

И последнее. Если вместо А∙ч увидите надпись А/ч (на этикетке, в статье, в рекламе – не важно), не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди. Если они не в состоянии разобраться с элементарными обозначениями собственного товара, то чего от них вообще можно ожидать?

Подпишитесь на «За рулем» в