Девять лучших гонок мира. Рейтинг ЗР

Всё когда-то начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали силу и вес – о самых-самых и пойдет речь.

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, которые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкуренция! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-то принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Относительно молодые дисциплины автоспорта – скажем, дрифтинг или ралли-кросс – локально популярны, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков владеет классика – кольцевые гонки и ралли.

Можно ли расставить самые известные на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только непонятно, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов телеэфира – величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности состязаний. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком разные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

В числе секретов жизнестойкости «24 часов Ле-Мана» - демократичный технический регламент и большое количество классов машин.

Кто-то скажет – «Ле-Ман» нынче не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году победители первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) прошли за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, – 5233,5 км.

Отчасти и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, трассы толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эпоха романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех присутствующих. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это по-прежнему 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Изначальная идея – выявить самый надежный и экономичный автомобиль – всё та же. Она привела к появлению особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так давно был краткий период, когда гонка в Ле-Мане выпала из всех мировых серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании списка участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни одна из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

На этом участке многое изменилось, но все равно с первого взгляда понятно, где именно сделан этот исторический кадр.

Это далеко не самый первый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Многие гонки, которые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли – вместе с трассами, на которых их когда-то проводили. А эта – жива, причем трасса почти та же самая, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор исконный – Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году, представитель княжеской династии.

Большинство поворотов трассы в Монако абсолютно узнаваемы и потому стали своеобразной «визиткой» Формулы-1.

Название «Гран-при» давно присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира автоматически получает статус Гран-при – например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой этап им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым престижным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки здесь нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты – рекордно высокие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

То, что сегодня в ралли называют скоростными или специальными участками, раньше именовали «дополнительными соревнованиями».

Еще одно детище того же Автоклуба, причем более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, которые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и где-то там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на главной площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так родился второй и теперь уже главный смысл слова rally – первоначально под ним подразумевалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих – синоним слова «гонки».

Не важно, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным мероприятием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Зато потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья традиционная изюминка – зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в виде гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин – намного больше, чем «боевой» зачет.

4. Инди‑500

Indianapolis 500, Indy 500

«Молочная» традиция родилась в 1936 году, когда победитель гонки Луис Мейер запросил на финише кружку пахты. Пахта затем трансформировалась в молоко.

Одно из главных изобретений США – кольцевые гонки по овальной трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Понемногу есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». Иначе здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместимость дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield – внутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 самая большая гоночная аудитория в мире.

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, дала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год входила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки стремились выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише вместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в историю мирового автоспорта.

5. «Дакар»

Dakar Rally

В основе марафонских ралли-рейдов – езда по различным типам бездорожья с использованием навигационной электроники. Как-то иначе в пустынях ориентироваться слишком сложно.

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан – Ницца. Чудом остался жив – лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что именно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» – затяжной гонки по пустыням с элементами движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж – Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, дальше, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели жары, лишений и около 10 тысяч километров пути.

Из Африки в Америку «Дакар» переехал из-за очередной трагедии, когда вооруженные аборигены убили шестерых французских туристов на территории Мавритании.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку – в целях безопасности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в перестрелки и заложники – уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке – по старому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, – проводят новую гонку. Но вся мировая гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников – гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Изначально вся дистанция «Пайкс-Пик» была с грунтовым покрытием. Постепенно его заменяли асфальтом, и это тоже способствовало установлению новых рекордов.

Первый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году близ Ниццы. Старейшая действующая трасса для подъема на холм находится в Англии. А самый знаменитый подъем на холм – конечно, американский «Пайкс-Пик», ведущий отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт – на отметке 2862 м, финиш – на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически модифицировали, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципиально не менялась.

Выступать здесь может практически всё, что движется, при условии выполнения требований по безопасности. Суперболид Duster? Почему бы и нет!

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует здесь всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),– поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но едут сюда со всего мира – японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте – обычное дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Гонка в Макао считается самой престижной в Мировом Туринге, и довольно часто здесь определяется победитель сезона.

Возможно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Попутно это самое масштабное состязание на городской трассе – семь километров с ощутимым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность только в 1999 году.

Оригинальный автомобиль первого победителя Гран-при Макао хранится в музее.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А началось всё в 1954 году с гонки любителей на легковушках. Позже к Турингу добавился смешанный формульный класс и мотогонки на супербайках. С 1983‑го и поныне проводят всепланетную престижную гонку Формулы‑3, а с 2005‑го – этап чемпионата мира WTCC. Всё это дополняется заездами местных гонщиков, огромной аудиторией и музеем Гран-при, где хранится редкий Triumph TR2 первого победителя – португальца Эдуарду де Карвалью.

8. «Милле милья»

Mille Miglia, «Тысяча миль»

В довоенные годы Милле Милья шла в гоночном режиме по обычным дорогам, причем движение «посторонних» по ним не перекрывали, что приводило к множеству трагедий.

Если сегодня кто-нибудь возжелал бы провести что-нибудь подобное, это обзовут «беспредельным стрит-рейсингом» и запретят еще до старта. А в 1927 году всё прошло нормально: 77 экипажей на спортивных машинах промчались по обычным дорогам от Брешии до Рима и обратно (около 1600 км, или 1000 миль). Дороги и в дальнейшем не закрывали для движения прочего транспорта, потому гонка постепенно обрастала жертвами. И легендами тоже: в 1954 году, например, Ганс Германн на Porsche 550 Spyder пролетел под закрытым шлагбаумом перед носом скоростного поезда. Благодаря гонке «Милле милья» прославились итальянские марки Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, да и Bugatti заодно. Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола, Энцо Феррари, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс – все они здесь выступали. А красные таблички-указатели, придуманные еще в довоенные времена, стали вечным лейблом гонки.

Табличка-указатель направления маршрута, сделанная яркой и заметной, стала фирменным логотипом гонки.

Первым, кто запретил это безобразие из-за очередной трагедии, унесшей несколько жизней, был Муссолини. После войны гонка возродилась, но ее то переносили на закрытую трассу, то запрещали, то снова разрешали. В 1977‑м ее возродили в очередной раз – в формате спокойного ретроралли для машин, выпущенных не позже 1957 года. Проходит до сего дня, заслужив неформальный титул самой красивой в мире дорожной гонки и почетный камень в умозрительной аллее гоночной славы.

9. Гонка чемпионов

Race оf Champions

На сегодняшний день техника в ROC самая разная – от багги до суперкаров. А пилотов всё больше из Формулы-1 и всё меньше из ралли.

ROC – самая юная из гонок, которые можно отнести к числу великих. Придумала ее раллистка Мишель Мутон – в память о погибшем раллисте Хенри Тойвонене, а на первый старт в 1988 году пригласили восемь раллийных чемпионов мира. Естественно, на раллийных автомобилях – резких, быстрых и шумных.

Суть: парные гонки по параллельным дорожкам на короткой замкнутой трассе, проигравший выбывает. Первая гонка ROC прошла близ Парижа, и в финале Юха Канккунен одолел Тимо Салонена. Сражение суперзвезд имело колоссальный успех, и гонка стала ежегодной. Долгое время (1992–2003) она гостила на острове Гран-Канария, логично и красиво закрывая сезон чемпионата мира по ралли.

В Гонке чемпионов сначала участвовали только раллисты и только на раллийных автомобилях. Многие считают, что именно такой она и должна была остаться.

Затем организаторы решили уйти от гравия и солнца под крыши стадионов в мегаполисах: Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Дюссельдорф. И заодно – от чисто раллийного имиджа: на старт нынче приглашают звезд из самых разных дисциплин. Постепенно исчезли раллийные автомобили, да и раллисты тоже. На недавнем розыгрыше ROC‑2017 в Майами почти половина пилотов представляли Формулу‑1, в том числе три экс-чемпиона – Алонсо, Баттон и Феттель. Нельзя сказать, что стало хуже, просто сместился общий акцент – с самой гонки в сторону шоу. В любом случае это одно из самых заметных событий гоночного года.

10. Это место вакантно

Могло ли его занять что-нибудь советское или российское? После 1917 года, наверное, нет. Старейшей гонкой на территории бывшего СССР является рязанский автокросс «День Победы», проводимый с 1964-го. Но с годами он захирел и давно не собирает по 400 участников, как в лучшие времена. Самый глобальный и международный из действующих российских проектов – ралли-рейд «Шелковый путь». Для попадания в мировой топ‑10 он слишком молод. А Гран-при России Формулы‑1 – просто еще один из многих аналогов.

Изобрести что-то грандиозное в автоспорте уже невозможно? Всё уже придумано до нас? Не исключено. Но вполне реально сделать что-то ярче и интереснее, чем было раньше. Ведь многие великие гонки родились именно так.

Подпишитесь на «За рулем» в