Расширенное сознание: дополненная и виртуальная реальность в автоиндустрии

Что кажется фантастикой сегодня, станет обыденностью завтра. Таковы реалии современного быстроразвивающегося мира. И производители автомобилей осваивают новые технологии в числе первых.

Главные тенденции в автомобильном мире известны: экология и автопилот. Но сегодняшнему водителю банально недостает видимости. Причин тому две: ухудшилась обзорность самих машин, а современный ритм жизни заставляет видеть и вдаль, и на 360° вокруг. Казалось бы, ультразвуковые датчики парктроника и многочисленные камеры кругового обзора должны полностью решить проблему. Однако тяга к изобретательству предлагает все новые «навороты».

Прозрачный капот Land Rover.

Прозрачный капот Land Rover.Прозрачный капот Land Rover.
Прозрачный капот Land Rover.

Прозрачные стойки кузова Jaguar.

Прозрачные стойки кузова Jaguar.Прозрачные стойки кузова Jaguar.
Прозрачные стойки кузова Jaguar.

Инженеры и электронщики группы Jaguar Land Rover сделали ряд кузовных элементов «прозрачными». Первым под эксперимент попал капот. На концепте Land Rover Discovery Vision 2014 года в районе решетки радиатора установили камеры, смотрящие буквально в землю. Картинка с них транслируется на обширный проекционный дисплей перед глазами водителя. Идея концепции в том, что границы изображения совпадают с габаритами капота. Результат – полная иллюзия того, что последний отсутствует. В городе, конечно, такая игрушка ни к чему. А вот на бездорожье может оказаться весьма полезной, показывая рельеф и угол поворота колес.

Видео: Land Rover UK

«Прозрачными» также могут быть передние стойки кузова или даже прицеп. Первые проходят тесты на Ягуарах. Каждый водитель знает: современные стойки, разбухшие в угоду безопасности, могут скрыть не только пешехода или мотоциклиста, но и целый автомобиль! Убрать такую слепую зону – значит серьезно повысить безопасность. Британцы превратили внутреннюю поверхность стоек в экраны, на которые транслируется картинка с внешних камер, причем строго тот сегмент, который в данный момент скрыт от водителя. Для последнего формируется единая картина мира: ветровое и боковое стекла больше ничем не разделены. Когда система появится на серийных машинах, она станет работать не постоянно, а активироваться автоматически в потенциально опасных ситуациях. Например, при проезде перекрестков.

Видео: Jaguar

Высокий прицеп начисто лишает водителя обзора через салонное зеркало заднего вида. Изящное решение – беспроводная камера на корме автопоезда, передающая изображение на ЖК-дисплей, заменяющий собой классическое зеркало под потолком.

Видео: Land Rover

Прозрачный прицеп Land Rover.

Прозрачный прицеп Land Rover.Прозрачный прицеп Land Rover.
Прозрачный прицеп Land Rover.

Инструкцию по эксплуатации с дополненной реальностью

Инструкцию по эксплуатации с дополненной реальностьюИнструкцию по эксплуатации с дополненной реальностью внедряет и компания Hyundai.
Инструкцию по эксплуатации с дополненной реальностью внедряет и компания Hyundai.

Автоконцерны активно интересуются и дополненной реальностью. Это технология, позволяющая накладывать на реальные объекты виртуальную дополнительную информацию. Пожалуй, самое очевидное применение идеи – автомобильные инструкции по эксплуатации. Сейчас их нередко «зашивают» в меню бортовой мультимедийной системы, но все равно пользоваться многостраничным томом с описанием всех опций и функций неудобно. Выходом из положения служит приложение для смартфона. Наводите камеру гаджета на клавишу в салоне или узел под капотом, назначение которого вам непонятно, и на экране автоматически появятся пояснения. Таким образом, разобраться, как открыть капот или долить масло, будет нетрудно даже начинающему автомобилисту.

Видео: Audi Deutschland

Но, конечно, вершина подобных технологий — это очки или шлемы дополненной реальности, предоставляющие максимум возможностей в компактном формате. В шлемах HTC Vive инженеры BMW тестируют эргономику и обзорность будущих автомобилей. Картинки высокой четкости, мгновенно меняющиеся при повороте головы, создают полный эффект присутствия в реальном автомобиле. Выгода налицо: не нужно строить для тестов дорогие макеты.

Эргономисты BMW работают в шлемах HTC Vive.

Эргономисты BMW работают в шлемах HTC Vive.Эргономисты BMW работают в шлемах HTC Vive.
Эргономисты BMW работают в шлемах HTC Vive.

Технология Mini Augmented Vision

Технология Mini Augmented VisionТехнология Mini Augmented Vision позволяет видеть сквозь кузов. Картинка с внешних камер автомобиля выводится на очки дополненной реальности.
Технология Mini Augmented Vision позволяет видеть сквозь кузов. Картинка с внешних камер автомобиля выводится на очки дополненной реальности.

Volvo

VolvoVolvo планирует использовать на презентациях и в дилерских центрах очки Microsoft HoloLens.
Volvo планирует использовать на презентациях и в дилерских центрах очки Microsoft HoloLens.

Очки Mini Augmented Vision не только проецируют перед глазами водителя необходимые подсказки навигации или спидометра, но и могут сделать прозрачными отдельные кузовные элементы, помогая владельцу припарковаться или проехать перекресток.

Видео: UnivisionAutos

Аналогичные устройства автомобильные марки предполагают использовать в дилерских центрах. Гамма многих брендов стала чрезвычайно широкой, и представить в одном зале все машины невозможно. Клиент вынужден «примерять» то, что есть, отказываясь от приобретения малопопулярной модели, или заказывать ее вслепую, рискуя разочароваться уже после покупки. А шлем виртуальной реальности позволит погрузиться в мир любого автомобиля, причем сразу в выбранной конфигурации. На первых порах, конечно, придется по старинке ездить в шоу-румы. Однако со временем эти гаджеты должны стать сродни смартфонам, и оценить свою будущую машину можно будет не вставая с домашнего дивана.

Видео: Microsoft HoloLens

После всего описанного уже не удивляют эксперименты с очками Google Glass на производстве и в ремонтных зонах сервисных центров. Отслеживая взгляд мастера, электроника подсказывает ему расположение нужного инструмента или запчасти. В результате уменьшается количество ошибок, сделанных из-за невнимательности или усталости.

BMW

BMWРабочие завода BMW используют Google Glass для идентификации автокомпонентов.
Рабочие завода BMW используют Google Glass для идентификации автокомпонентов.

Continental и DigiLens

Continental и DigiLensContinental и DigiLens обещают выпустить нечто революционное.
Continental и DigiLens обещают выпустить нечто революционное.

В декабре производитель автокомпонентов Continental объявил о начале сотрудничества с компанией DigiLens, лидером рынка голографических проекционных технологий для интеграции в автомобили и бытовую электронику. Дело в том, что ныне существующие проекционные дисплеи слишком громоздкие и их сложно встраивать в приборные панели. Continental и DigiLens разрабатывают ультратонкий дисплей дополненной реальности. Он не будет ограничивать автопроизводителей в габаритах и предоставит водителю больше разнообразной и наглядной информации.

Рискну предположить, что с такими технологиями на передней панели отомрут не только клавиши, но и все приборы с дисплеями! Информация останется только виртуальной – на очках водителя. Рулевое колесо, кстати, в свете грядущего автопилота, тоже готовы отправить в отставку. Мне от такого будущего как-то не по себе. А вам?

Фото и видео: фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в