Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назад

Нынче все автомобили «одноразовые», а вот раньше были машины так машины – надежные, крепкие и долговечные! Такие высказывания звучат довольно часто. Память, как правило, старательно выбирает лишь самое хорошее. А незнание прошлого столь же старательно порождает мифы. Вспомним, как это было на самом деле?

Представим субботний день несколько десятков лет назад. На природу, в кино, за покупками? Нет, сегодня глава семьи будет обслуживать любимый, с таким трудом купленный и старательно оберегаемый автомобиль. И вот частные гаражи оживают: счастливые обладатели Москвичей, Запорожцев и Жигулей, а иногда даже Волг открывают капоты и спускаются в смотровые ямы.

Кто-то, конечно, едет в автосервис, ведь среди автолюбителей есть и ярко выраженные гуманитарии – например, врачи, музыканты симфонических оркестров, у которых вид подкапотного пространства с кучей странных и непонятных предметов вызывает мистический ужас.

Но станций техобслуживания мало даже в крупных городах, там длинные очереди, пугающие цены и вовсе не гарантированное качество. Приходится идти к гаражному гуру, который умеет всё и к которому уже стоит очередь страждущих, – либо заниматься автомобилем самому. Хорошо, если есть гараж, но был он далеко не у каждого. Автор этих строк, как и тысячи его собратьев по автолюбительству, обслуживал и ремонтировал машину обычно во дворе.

Сегодня в нашем гараже – Москвич‑427. Вполне современный автомобиль не только в 1970‑е годы, но и десятилетие спустя. Жигули конструктивно и по объему обслужи­вания отличались от Москвича не сильно, разве что были понадежнее.

Автомобили семейства Москвич‑412 рекомендовалось обслуживать каждые 4000 км – именно обслуживать, потому что о ремонте можно написать отдельный том, даже предисловие к которому в нашем журнале не уместится. А каждые 8000 и 12 000 км к перечню основных работ добавлялись дополнительные. Позже на Москвиче‑2140 интервал ТО увеличили до 10 000 км – в основном благодаря улучшившимся маслам и смазкам. В этом плане современные автомобили уехали, кстати, недалеко, но объем работ всё же другой. Итак, вооружившись ключами, отвертками и списком основных работ, займемся профилактикой любимого Москвича.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадВ процедуре замены масла в двигателе принципиальных изменений не произошло. И сегодня часто меняют не весь фильтр, а лишь внутренний элемент – картридж. В ранних Москвичах к расположенному на редкость неудобно фильтру подлезть можно только снизу, а съемный корпус уплотняется тоненькой, нежной и, главное, остродефицитной прокладкой. Купить ее было практически невозможно. Выручали умельцы, которые с помощью сверлильного станка и нехитрого самодельного резака делали прокладки у себя на заводах и в мастерских НИИ. Только сначала надо было найти бензостойкую резину.
В процедуре замены масла в двигателе принципиальных изменений не произошло. И сегодня часто меняют не весь фильтр, а лишь внутренний элемент – картридж. В ранних Москвичах к расположенному на редкость неудобно фильтру подлезть можно только снизу, а съемный корпус уплотняется тоненькой, нежной и, главное, остродефицитной прокладкой. Купить ее было практически невозможно. Выручали умельцы, которые с помощью сверлильного станка и нехитрого самодельного резака делали прокладки у себя на заводах и в мастерских НИИ. Только сначала надо было найти бензостойкую резину.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадНи один настоящий автолюбитель не забывал проверить и, если надо, долить смазку в коробку передач и задний мост. Пополняли смазку опять же с помощью специального шприца. Запах масла по имени Нигрол словами передать невозможно!
Ни один настоящий автолюбитель не забывал проверить и, если надо, долить смазку в коробку передач и задний мост. Пополняли смазку опять же с помощью специального шприца. Запах масла по имени Нигрол словами передать невозможно!

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадПроверить количество смазки в передних ступицах и отрегулировать затяжку подшипников несложно – если приноровиться. Вообще-то, и тогда существовали динамометрические ключи, но во дворах и в гаражах я что-то их не видел. Поэтому, расшплинтовав корончатую гайку, ее подтягивали по наитию – не слишком сильно, но и не слишком слабо.
Проверить количество смазки в передних ступицах и отрегулировать затяжку подшипников несложно – если приноровиться. Вообще-то, и тогда существовали динамометрические ключи, но во дворах и в гаражах я что-то их не видел. Поэтому, расшплинтовав корончатую гайку, ее подтягивали по наитию – не слишком сильно, но и не слишком слабо.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадШприц – это не только то, чем пользуются в медицине. А пресс-масленки к печатной прессе отношения не имеют. Самые заботливые автолюбители загоняли смазку в шаровые опоры и остальные узлы с масленками даже чаще, чем на каждом ТО. Настоящим асам удавалось при этом не перемазаться по уши. По мере модернизации автомобилей и с появлением новых число масленок снижалось, пока вовсе не сошло на нет.
Шприц – это не только то, чем пользуются в медицине. А пресс-масленки к печатной прессе отношения не имеют. Самые заботливые автолюбители загоняли смазку в шаровые опоры и остальные узлы с масленками даже чаще, чем на каждом ТО. Настоящим асам удавалось при этом не перемазаться по уши. По мере модернизации автомобилей и с появлением новых число масленок снижалось, пока вовсе не сошло на нет.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадОсмотреть тормозные колодки и заодно проверить, не пропускают ли манжеты жидкость, – тоже обязательная операция. А прежде необходимо снять тормозной барабан, желательно не изуродовав его при этом. Манжеты Москвича не подтекают? Чудо! Которое, уверяю, продлится недолго.
Осмотреть тормозные колодки и заодно проверить, не пропускают ли манжеты жидкость, – тоже обязательная операция. А прежде необходимо снять тормозной барабан, желательно не изуродовав его при этом. Манжеты Москвича не подтекают? Чудо! Которое, уверяю, продлится недолго.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадНе забудьте подтянуть ремень навесных агрегатов. Это уж совсем просто: ослабляем болт на генераторе и, вооружившись монтировкой-лопаткой, натягиваем его потихоньку, в меру. Перетягивать ремень нехорошо.
Не забудьте подтянуть ремень навесных агрегатов. Это уж совсем просто: ослабляем болт на генераторе и, вооружившись монтировкой-лопаткой, натягиваем его потихоньку, в меру. Перетягивать ремень нехорошо.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадЧистить свечи и регулировать зазор между электродами рекомендовали каждые 8000 км (позднее – каждые 10 000 км). Здесь тоже применяли щуп, но настоящие асы залихватски выставляли зазор 0,8–0,95 мм на глаз. Получалось!
Чистить свечи и регулировать зазор между электродами рекомендовали каждые 8000 км (позднее – каждые 10 000 км). Здесь тоже применяли щуп, но настоящие асы залихватски выставляли зазор 0,8–0,95 мм на глаз. Получалось!

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадЗаметили повышенный люфт руля? Что ж, бывает. А на поживших Москвичах – сплошь и рядом. Попробуйте отрегулировать осевой люфт червяка рулевого управления. Дело тоже нехитрое: ослабляем контргайку, вооружаемся отверткой. Аккуратно! Подтягивать винт нужно с умом, иначе руль станет совсем тугим, а после поворота перестанет возвращаться в нулевое положение.
Заметили повышенный люфт руля? Что ж, бывает. А на поживших Москвичах – сплошь и рядом. Попробуйте отрегулировать осевой люфт червяка рулевого управления. Дело тоже нехитрое: ослабляем контргайку, вооружаемся отверткой. Аккуратно! Подтягивать винт нужно с умом, иначе руль станет совсем тугим, а после поворота перестанет возвращаться в нулевое положение.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадНу а теперь – под капот, к карбюратору. Не только вид, но и само название этого агрегата повергало неискушенных в ужас. Те, кто не боялись регулировать его, а тем более залезать в его глубины, вызывали вседворовое и всегаражное уважение. Настроить карбюратор с помощью «винта качества», официально именуемого винтом регулировки состава смеси холостого хода, а иногда еще и упорным винтом ограничения прикрытия дроссельной заслонки, – полдела. Инструкция требовала не реже раза в год разобрать устрашающий агрегат, промыть, прочистить его и, если надо, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. Да еще и собрать всё так, чтоб не осталось лишних деталей. Далеко не каждый автолюбитель брался за это сам. А гаражные асы разбирали и чистили карбюратор, даже не снимая его с автомобиля.
Ну а теперь – под капот, к карбюратору. Не только вид, но и само название этого агрегата повергало неискушенных в ужас. Те, кто не боялись регулировать его, а тем более залезать в его глубины, вызывали вседворовое и всегаражное уважение. Настроить карбюратор с помощью «винта качества», официально именуемого винтом регулировки состава смеси холостого хода, а иногда еще и упорным винтом ограничения прикрытия дроссельной заслонки, – полдела. Инструкция требовала не реже раза в год разобрать устрашающий агрегат, промыть, прочистить его и, если надо, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. Да еще и собрать всё так, чтоб не осталось лишних деталей. Далеко не каждый автолюбитель брался за это сам. А гаражные асы разбирали и чистили карбюратор, даже не снимая его с автомобиля.

Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назадИнструкция предписывала регулировать клапаны каждые 12 000 км. Многие давно забыли, а некоторые и не знали, как это делается. Снимаем клапанную крышку, последовательно доводим поршни до верхней мертвой точки, вооружаемся щупом толщиной 0,15 мм, ключами для ослабления контргайки и регулировки… Потом ставим крышку назад с надеждой, что старая прокладка не потечет. Как просто, правда?
Инструкция предписывала регулировать клапаны каждые 12 000 км. Многие давно забыли, а некоторые и не знали, как это делается. Снимаем клапанную крышку, последовательно доводим поршни до верхней мертвой точки, вооружаемся щупом толщиной 0,15 мм, ключами для ослабления контргайки и регулировки… Потом ставим крышку назад с надеждой, что старая прокладка не потечет. Как просто, правда?
Ну что ж, осталось совсем немного. Зачистить и отрегулировать контакты в распределителе зажигания, проверить уровень электролита в аккумуляторе и, если надо, долить дистиллированную воду. И посмотреть, не подтекает ли всё то, что может подтекать. Потом отмыть руки и ездить более-менее спокойно аж до следующего ТО. Если, конечно, повезет – то есть ничто не разболтается или, напротив, не заклинит.

Вот и прошла незаметно наша гаражная суббота. Не устали? Может быть, вам теперь не кажется, что современные автомобили ненадежны и требуют слишком много внимания? Опыта та автомобильная жизнь, конечно, прибавляла. Гордости от того, что собственные руки и навыки помогают машине ехать, – тоже. Но если говорить не о любви к старым автомобилям, от которой избавиться невозможно, да и не нужно, а об обычной повсе­дневной езде, то я охотно поменяю любимый неубиваемый Москвич на современные «одноразовые» автомобили. А вы?

Редакция благодарит Евгения Магакова за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.


Подпишитесь на «За рулем» в