Письма счастья: оплачивать или обжаловать?

Что такое «письмо счастья», большинство автомобилистов знают не понаслышке. Оно и понятно, число камер автоматической фиксации (и так немаленькое) постоянно растет, а любителей ехать «немного не по правилам» меньше не становится.

Только в Москве сейчас на дорогах работает около 1400 камер. С их помощью в первый квартал этого года бюджет столицы пополнился за счет автомобилистов-нарушителей на внушительную сумму – более миллиарда рублей.

Основные нарушения: превышение скорости, нарушение правил стоянки и остановки, движение по выделенной полосе или обочине, несоблюдение разметки и знаков, определяющих направление движения по полосам. Но список нарушений, фиксируемых камерами, постоянно расширяется. В Центре организации дорожного движения Москвы говорят о том, что со временем камеры будут фиксировать 17 видов нарушений!

Получаем и оплачиваем

Штрафы приходят нам по почте. Если содержимое письма не вызывает возражений, нужно в течение 70 дней (10 дней на обжалование с момента получения и 60 дней на исполнение постановления) оплатить штраф.

Напомню, что сейчас штраф можно оплатить со скидкой 50%, если уложиться в 20 дней с момента оформления постановления. Правда, сделать это не всегда возможно. Почта России никогда не отличалась оперативностью доставки. И постановления мы получаем с большим опозданием. Да и часто ли мы заглядываем в почтовые ящики?

Но проблему можно решить. Для этого рекомендую зарегистрироваться на сайте Госуслуг и подписаться на оповещения о штрафах. Тогда сразу после оформления постановления вы получите смс-уведомление на мобильный телефон или письмо на электронную почту и сможете заплатить в два раза меньше. Имейте в виду, если штраф был оформлен не сотрудником ГИБДД (в Москве, например, эту функцию могут выполнять работники МАДИ), то оповещение вам не придет.

Для несогласных

Если, получив «письмо счастья», вы увидели ошибку (вместо вашего автомобиля на фотографии другой) или уверены, что не нарушали правила, нужно обжаловать постановление. Порядок опротестования, в принципе, такой же, как и для обычных решений о виновности водителя в нарушении ПДД. Разница в деталях.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено следующее. Если правонарушение было зафиксировано камерами, работающими в автоматическом режиме, постановление оформляется в электронном виде с приложением материалов фотографии нарушения.

На проверку одного дела у сотрудника центра автоматической фиксации правонарушений всего 30 секунд. При такой нагрузке ни о какой объективности речи быть не может. Поэтому автомобилисты получают большое число ошибочных постановлений.

Штраф направляется собственнику транспортного средства. В законе, к сожалению, указано о неработающем принципе презумпции невиновности по подобным делам. Поэтому именно вы обязаны доказывать свою невиновность — если вы доверяли кому-то свой автомобиль, придется это доказать.

Бывает и так, что штрафы с камер приходят уже после продажи автомобиля. А все потому, что новый собственник не внес изменения в регистрационные документы. В этом случае вместе с жалобой необходимо направить и копию договора купли-продажи.

В любом случае, перед тем как податься в тяжбу, прикиньте, насколько это оправданно. Одно дело, когда вам выписывают штраф за нарушение правил стоянки, к примеру, а на фото при этом не ваш автомобиль. Или место парковки на фотографии не соответствует адресу, указанному в постановлении. В этом случае у вас на руках все козыри. Если же вы попытаетесь отменить постановление, ссылаясь то, что не видели запрещающего знака, вряд ли можно рассчитывать на оправдательный вердикт.

За правилами стоянки и остановки следят передвижные комплексы. В их работе также много ошибок.

И может получиться так, что затраты на обжалование будут больше, чем сумма самого штрафа.

Как составить жалобу

Единой формы документа не существует. В Административном кодексе установлены определенные требования по содержанию вашего заявления.

В жалобе должно быть указано:

— куда подается

— от кого заявление

— какое постановление оспаривается

— по каким основаниям должно быть отменено.

В жалобе максимально подробно опишите ситуацию и то, почему вы не согласны с принятым решением. Так как обязанность доказать невиновность возложена на водителя, для отмены постановления необходимы серьезные доказательства.

Если вас обвиняют в превышении скорости или неправильном расположении на проезжей части, может помочь запись с видеорегистратора.

Так, к примеру, если вас обвиняют в превышении скорости, можно приложить к жалобе данные с видеорегистратора (на электронном носителе), который фиксирует скорость движения. Если речь идет о нарушении разметки, а вы нарушения не совершали, запись с регистратора также поможет добиться отмены постановления.

Если вам выписали штраф за неоплаченную стоянку в зоне платной парковки, а вы плату произвели, поможет любое подтверждение перечисления денег. Это может быть распечатка со счета мобильного телефона или с банковской карты. Но если вы уверены, что стояли в разрешенном месте, а в постановлении указано на нарушение требования знака «3.27» (Остановка запрещена), тут доказать свою невиновность будет сложно. Ведь придется привести убедительные основания, подтверждающие отсутствие запрета для остановки в конкретном месте.

Не забудьте приложить к жалобе копию постановления.

Куда направить жалобу

Закон предоставляет водителям возможность выбрать, куда именно направить свое обращение: вышестоящему должностному лицу в ГИБДД (иного органа, уполномоченного рассматривать административные дела) или в районный суд.

Если подаете жалобу в суд, то направлять ее нужно в инстанцию по месту совершения правонарушения. Адрес конкретного суда можно выяснить в интернете. Для этого в любой поисковой системе достаточно указать: «подсудность по адресу...». Большое число сайтов помогут определиться с тем судом, который будет разбирать ваше дело.

Выбрав обжалование у вышестоящего должностного лица ГИБДД, направляете заявление непосредственно по тому же адресу, откуда получили письмо счастья. Там ваш протест направят по требуемой инстанции.

Если не хотите тратить время на разбирательства, можно в самой жалобе указать просьбу о рассмотрении дела без вас. Конечно, это лишит возможности представлять дополнительные доказательства и давать более подробные пояснения. Но ведь затраты на посещение группы разбора в ГАИ или участие в судебных заседаниях может отнять много времени и средств.

С недавних пор подать жалобу можно и в электронном виде через сайт ГИБДД. Но я бы рекомендовал обычный, бумажный вариант. В этом случае у вас на руках всегда останется «переписка», которая может понадобиться при дальнейшем разбирательстве.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

Заявление подается в течение 10 дней с момента получения копии постановления. Если вы обнаружили «письмо счастья» в почтовом ящике слишком поздно, ничего страшного. Вместе с жалобой напишите заявление о восстановлении срока, в котором укажите, когда именно вы узнали о штрафе и почему не имели возможности подать протест раньше. И суды, и ГИБДД, как правило, всегда идут навстречу и принимают жалобу.

При явных ошибках в оформлении «письма счастья» в суде или ГИБДД можно добиться справедливости. В остальных случаях нужно сильно потрудиться.

На рассмотрение жалобы в ГИБДД отводится 10 дней, в суде — 2 месяца с момента поступления. На деле бывает наоборот: несмотря на строгие сроки, прописанные в законе, в ГИБДД может уйти больше времени. В суде такие дела, как правило, рассматриваются быстро.

По своей практике могу сказать, что если при вынесении постановления были допущены нарушения, и суд, и ГИБДД отменит штраф.

Фото: Александр Рюмин, Артем Коротаев, Валерий Шарифулин, Владимир Чучадеев, Александра Мудрац/ТАСС


Подпишитесь на «За рулем» в