Как производители моторных масел борются с контрафактом

С моторным маслом Shell я знаком давно, с конца 90-х. Сперва покупал «минералку» Helix в красной канистре для «семерки», потом – «полусинтетику» в серой, для Audi. Чтобы не напороться на «левак», брал в фирменной «шелловской» палатке под Большим Устьинским мостом. Потом ларек убрали, а я купил машину, привыкшую к Mobil1… Что изменилось на рынке моторных масел с конца прошлого века?

Завод поделен на две зоны – «зеленую» и «красную». В зеленой, куда входит административное здание, можно находиться в обычной одежде. В красной – только в индивидуальной защите. Так что перед входом туда переобуваемся в ботинки с металлическими вставками, надеваем каски со встроенными очками и яркие жилеты. Сотрудники носят еще комбинезоны и защитные куртки. А перед входом на завод нужно еще расписаться в журнале о знакомстве с правилами техники безопасности.

Вспоминаю об этом во время посещения завода Shell в Торжке. После гигантских автозаводов он кажется небольшим и уютным. Персонал — всего 150 человек. Директор Константин Рубин здоровается с рабочими за руку и самостоятельно проводит экскурсию, что удивляет: обычно это дело поручают представителям PR-службы.

Незначительный масштаб обманчив: завод рассчитан на производство 200 млн л (180 тыс. т) масла в год, и это один из крупнейших комплексов марки в мире. Так как работает относительно недавно, с 2012 года, пока не вышел на полную мощность. Выпускает 6 млн л масел ежемесячно, полностью удовлетворяя потребности российского рынка – третьего по важности для Shell после американского и китайского. В перспективе может обеспечивать еще и Белоруссию, Украину и Казахстан.

На аллее от проходной – таблички с основными правилами техники безопасности. Если работаешь здесь, проходя ежедневно, волей-неволей запомнишь все назубок.

«Шеллу» же сейчас принадлежит около 20% импортных смазочных материалов на нашем рынке. В производственной гамме завода – больше 60 продуктов: моторные масла для автотранспорта, судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, включающие гидравлические и трансмиссионные масла. Их здесь выпускают под марками Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala. Расфасовывают в металлические бочки емкостью 209 л, 20-литровые ведра, пластиковые канистры по 4 и 1 л. Именно на бочки в конце марта начали наносить новые защитные голограммы, гарантирующие качество продукции. Это новшество стало главным инфоповодом для визита журналистов.

Нет контрафакту!

Подделок, в том числе и под «шелловскую» продукцию, на рынке полно до сих пор. По данным «Автостата», Shell занимает третье место по популярности среди импортных моторных масел - лакомый кусочек для мошенников. Поэтому и приходится придумывать новые способы защиты.

В центре внимания – новая голографическая защита Shell: многослойная наклейка с QR-кодом и индивидуальным 16-значным номером. Использовать повторно такую нельзя. Для максимальной адгезии требуется двое суток.

При мелкой фасовке гарантией от подделки становится сама тара: изготовить точно такую в кустарных условиях невозможно, а в промышленных — сложно. Собирать «бэушные» канистры по свалкам и приводить их в кондицию – мелко, несерьезно. Но металлические бочки – типовые, в такие же разливают разные жидкости. Их решили защитить от подделок в первую очередь, наклеивая на крышки многослойные наклейки с голограммами, QR-кодами и индивидуальными 16-значными номерами, позволяющими проверить подлинность на сайте ac.shell.com. Использовать такие наклейки вторично нельзя, и каждая проверка подлинности на сайте регистрируется – «историю» легко отследить. Наклейки, естественно, китайские. Этого никто не скрывает.

Естественно, возникает вопрос, как введение такой защиты повлияет на стоимость масла – любое подобное новшество обычно вызывает удорожание. «Шелловцы» отвечают с широкими улыбками, что 209 литров масла даже такая шикарная защита много дороже не сделает. А ее уменьшенную копию к концу года можно будет встретить и на мелкой таре масел Shell, в рознице – и также по привычной цене. Впрочем, именитые импортные масла за 2015 год и так подорожали на треть. Куда дороже?

Диковина, на которую мне было еще интереснее посмотреть – масло Shell Helix Ultra, созданное из природного газа по технологии PurePlus. Говорят, что оно обладает стабильными свойствами и при экстремально низких, что особенно ценно для нашей страны, и при высоких температурах, лучше удаляет отложения, образовавшиеся при использовании обычных моторных масел: в нем практически нет примесей, характерных для нефти. На вид основа этого масла (база), залитая в обычную пластиковую бутылку, мало отличается от воды. Позже с помощью присадок ей придают необходимую вязкость и янтарный цвет. И только тогда это масло начинает выглядеть как масло.

На заводе шесть линий розлива: две – для 209-литровых бочек, две – для канистр емкостью 4 и 1 л, и еще две – для 20-литровых ведер

Откуда будете?

Завод не проводит газо-жидкостную конверсию, а получает готовую основу в цистернах из Катара через Финляндию и балтийские порты – оказывается, так выгоднее. На заводской железнодорожной станции его заливают в гигантские емкости, откуда базовые масла через хитросплетение труб попадают в блендеры разного тоннажа, смешиваются с присадками и разливаются по бочкам, канистрам и ведрам. Технология SMB позволяет получать до 60 тыс. л готового масла в час, подавая базовые масла и присадки одновременно в точно выдержанной дозировке. Все процессы, начиная с разгрузки сырья, и заканчивая упаковкой готовой продукции, управляются из одного зала. К сожалению, нам его не показали: там полно мониторов, а их фотографировать нельзя. Также нам запретили снимать документацию на стендах. Коммерческая тайна!

Если командный центр — «сердце» предприятия, то его «мозг» — лаборатория контроля качества, куда поступают пробы всех партий сырья и выпускаемых масел, и которая держит постоянную связь с европейским офисом. В случае какого-то нарушения технологии или рецептуры о нем узнают незамедлительно и здесь, и там. Весь процесс ни на йоту не отличается от того, что на других заводах марки, в других странах. На каком языке при этом общаются между собой операторы машин и автоматизированных линий, не имеет абсолютно никакого значения. Во всяком случае, для качества продукции. Импортное сырье, импортное оборудование, и даже упаковка сделана по западным технологиям (бочки Grief, канистры ALPLA, ведра Superflos). Наш — только розлив.

По этим рельсам приходят составы с цистернами сырья (базовых масел и присадок). На заднем плане виднеются баки для базового масла.

От журналиста всегда ждут, что он найдет пятна даже на солнце. Раскопать что-нибудь эдакое на заводе мне не удалось, хоть я и смотрел во все глаза и слушал во все уши. В столовой накормили так, будто на время нашего визита взяли шеф-повара из какого-то крутого ресторана. Туалеты чистейшие (по новой моде инспектирую их в первую очередь). Есть даже прилично оборудованный тренажерный зал. Зарплаты для тверской области приличные. Людей отправляли на обучение и стажировку в Финляндию, Германию, Францию. В 2014 году завод назвали лучшим в области охраны труда и самым безопасным предприятием Верхневолжья. Помимо 150 местных сотрудников предприятие обеспечило рабочими местами еще сотню человек. Жаль только, сама марка не наша, а голландско-британская. И завод, соответственно, тоже.

А вообще, возможно, при следующем ТО залью «газовое» масло Shell Helix Ultra. Во-первых, немного сэкономлю, а, во-вторых, проведу эксперимент, действительно ли оно такое хорошее, как рассказали. Если понравится – на нем и остановлюсь.

Подпишитесь на «За рулем» в