Авторемонт в Белоруссии: все еще дешево или уже нет?

Введите в любой поисковик фразу «ремонт автомобиля в Белоруссии» – и вы поймете, как много значит для нас эта страна по части автосервиса. Или значила? Выясним, выгодно ли чинить машину на родине БелАЗов.

Набор штампов о Белоруссии известен каждому: Батька, тракторы, казино, драники и авторемонт. Этот список можно дополнять – скажем, качественной медициной, обилием добротных санаториев или национальными изделиями изо льна. Одни ездят в Минск посещать тамошние казино, другие – любоваться старинными замками.

Да что туризм! С экономической точки зрения соседняя держава выглядит вполне убедительно: карьерные самосвалы, автобусы и троллейбусы, тепловозы, станки для металлообработки, сельхозудобрения, продукты питания, телевизоры и холодильники – всё это идет на экспорт в Россию.

И все же для большинства автомобилистов главная привлекательность Белоруссии крылась в дешевых подержанных иномарках и возможности крупного ремонта по доступным ценам силами земляков Якуба Коласа. Вот о ценах и поговорим. Я буду приводить их в российских рублях, чтобы не возникло чехарды с переводом валют.

Оставил машину на оживленной улице – и к вечеру обнаружил под дворниками россыпь карточек с предложениями от сервисменов.

ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ

С 1 июля 2011 года, когда в странах Таможенного союза пошлины на автомобили привели к одному знаменателю, белорусские авторынки пережили подлинный ренессанс: как и в приснопамятные девяностые, перегонщики и простые граждане ринулись в Белоруссию за дешевыми подержанными иномарками, которые сюда завозились все предыдущие годы. На авторынках в Малиновке и Ждановичах главным достоинством товара стала пометка на ценнике: «Проходная на РФ и Казахстан». То есть машины, ввезенные в Белоруссию до 1 января 2010 года и отвечающие экологическим нормам Евро‑4, можно было беспошлинно ввозить в Россию и Казахстан.

В декабре 2014 года ситуация поменялась с точностью до наоборот. Как только российский рубль начал дешеветь со скоростью разгона хорошего спорткара, белорусы, привыкшие хранить сбережения в иностранной валюте, с не меньшей скоростью рванули к нам за новыми иномарками. Разница в цене с предложениями белорусских дилеров порой достигала трех тысяч долларов. Вот пример: седан Volkswagen Polo 2015 года выпуска в комплектации Comfortline у белорусского дилера стоит сейчас 650 тысяч рублей, а у российского – 618 тысяч. Причем можно еще и скидку тысяч на сто выторговать. В прошлом году разброс цен был еще больше. И многие из тех, кто мечтал купить подержанную машину, приобретали новую. По данным Белгосстата, на фоне декабрьского ценового ралли белорусы накупили машин на 320 миллионов долларов!

Рынок Автомалиновка, некогда бывший Меккой перегонщиков из России, сегодня выглядит как усталый пенсионер на таблетках. Огромная площадь заставлена сверкающими автомобилями из Европы. Покупателей практически нет. Да и откуда им взяться, если привезенный из Франции дизельный Volvo XC90 2011 года выпуска с пробегом 146 тысяч километров предлагается за 1 974 000 российских рублей? В России такая машина обойдется на 200 тысяч дешевле. Но к поезженным автомобилям из России, даром что они существенно доступнее, у белорусов отношение настороженное. Приписка «без пробега по РФ» воспринимается как дополнительный плюс.

Каждый пятый развал – это генераторы и стартеры. Восстановленный генератор для универсала Logan MCV (он же Лада Ларгус) можно сторговать за 3200 рублей.

ЕВРОРЕМОНТ

Цены на ремонт выросли, причем весьма заметно. Но это если считать в местных рублях. В привычных белорусам долларах они не изменились. Ценники пишут по текущему обменному курсу, но озвучивать их местные предпочитают именно в долларах. Я поначалу сунулся к официалам – и был огорошен ценами. Большинство приличных СТО считает стоимость кузовных работ по нормочасам. Например, компания «Атлант-М» (официальный дилер марки Volkswagen в Минске) оценивает нормочас в 2404 рубля. А в Москве у официальных дилеров VW нормочас кузовного ремонта не дороже 1800 рублей. Может, рвануть в сервис попроще?

СТО «Автосервис и торговля»: нормочас вдвое дешевле – 1209 рублей. А фирма «ТрансАМ-Сервис» оценила час своей работы в 886 рублей. И это в Минске, а в регионах может быть и того дешевле. Впрочем, и в Москве на станциях подобного уровня можно найти кузовщиков за 900 рублей в час – следовательно, выгоды для нас опять никакой.

По этим машинам ясно, на чем мечтают ездить белорусы.

А какие вкусные цены были раньше! Жители центральной части России массово ездили в Белоруссию на кузовной ремонт: близко и заметно дешевле, чем даже в приграничных российских областях. Достаточно вспомнить, как три года тому назад мы красили Volkswagen Transporter в Барановичах (ЗР, 2012, № 5 и 7). Полная окраска обошлась в 48 тысяч рублей.

Теперь же, чтобы окрасить скромный легковой автомобиль С‑класса с разборкой и последующей сборкой, нужно отдать не менее 72 тысяч. Стоимость окраски одного кузовного элемента – 6–8 тысяч. А ведь машину надо гнать на ремонт, где-то жить, что-то есть… Плюс траты на топливо и запчасти, если обнаружатся скрытые проблемы. Стоимость номера в белорусском двухзвездочном отеле – около 2800 рублей (без завтрака). Литр бензина АИ‑95 в Минске обойдется в 49 рублей. Так что целенаправленный вояж на объемный ремонт в Белоруссию теперь не особо выгоден. Свято место пусто не бывает: в Минске чаще стали появляться клиенты из Польши и Литвы. Мастера жалуются, что они прижимисты. «Вот если бы как раньше…» – мечтательно вздыхают сервисмены, вспоминая клиентов из России.

ЗАПАСНОЙ ИГРОК

Оживление заметно лишь там, где идет торговля запчастями б/у. Тесные ряды контейнеров и павильонов с разнообразным, не первой свежести добром, которое продавцы тут же приводят в порядок, придавая товарный вид железякам путем натирания их до блеска либо частичной окраски в черный цвет. Здесь можно купить всё, начиная с мелких деталюшек и заканчивая автомобилем, предназначенным для тотального разбора. Так сказать, крупный опт.

Основными источниками кузовного железа, стекол и фонарей являются разборки Германии, Польши и Великобритании.

Только появишься в этом «шанхае», тебя сразу атакуют десятки продавцов. Предлагают и товар, и его установку: «У меня Лёха без работы сидит, а он такой моторист – в Мерседес звали!».

До недавнего времени фирмы и фирмочки отправляли товар в Россию – так сказать, в свои московские филиалы. Теперь же, по уверениям продавцов, заказов от россиян стало гораздо меньше. Конечно, если вы прикипели душой к своему 123‑му «Мерседесу», иных способов поддерживать его бравый вид, пожалуй, нет. Если же автомобиль посовременнее, минские торговые развалы для вас никакой ценности не представляют: большинство запчастей здесь – для машин эпохи начала двухтысячных.

Но бывают и приятные исключения. Турбодизель М57 (2,5 л), снятый с BMW Х5 2005 года выпуска со всем навесным оборудованием, можно сторговать за 140 тысяч рублей. В Москве такой же обойдется на 10–20 тысяч дороже.

Этого бодрого «старичка» невозможно поставить на учет в России – не пройдет по экологическому стандарту. А в Белоруссии любителям подобных машин полное раздолье: и запчасти есть, и ремонтная база. Хотя нормочас в приличном сервисе стоит не меньше 800 рублей. Дешевле – только у частников.

За автоматическую коробку для Mondeo начала 2000 годов попросят около 35–38 тысяч рублей. Покупать ее целесообразно, если у вас десятилетняя машина ценою около 300 тысяч и вы рассчитываете поездить еще пару- тройку лет. А 15‑летний Mondeo стóит 170 тысяч, и тратить на замену коробки свыше 40 тысяч (нужно еще и за работу отдать) уже нет смысла.

Что более актуально, так это кузовное железо для коммерческих фургончиков – оно в Белоруссии дешевле. Если же брать легковой сегмент, то вряд ли вы найдете детали к адаптированным под Россию официальным моделям. Особенно в части двигателей и подвески: они зачастую сильно отличаются от того, что белорусы тащат из Европы.

А Минск весьма хорош весной: спокойно, красиво и чисто. При выписке из гостиницы с меня взяли честное слово, что я еще раз приеду. «У нас ведь так хорошо», – улыбнулась мне девушка-администратор.

Дословно

Александр ПИСАРЕВСКИЙ, руководитель отдела маркетинга фирмы «Атлант-М» (официальный дилер Volkswagen):

— Раньше из России к нам на ТО приезжали довольно часто. Конечно, это были не целевые поездки: люди ехали на отдых или к родственникам, а заодно и обслуживались. При нынешнем курсе валют это перестало быть выгодным: цены на ТО сопоставимы с российскими и даже на 10–15% выше. Но остались верные клиенты, которые говорят, что в нашем сервисе домашняя атмосфера.

Анатолий ШЕВЧЕНКО, главный редактор республиканской газеты «Автодайджест»:

— Сейчас стоимость некоторых ремонтных работ частенько превышает стоимость аналогичного ремонта в России. Печатных объявлений с предложениями по ремонту стало на 40% меньше. Наши СТО уходят в почти бесплатный Интернет, но попасть в топ‑10 в интернет-поисковиках не так-то просто (и это стоит денег). Так что у многих ремонтных контор есть риск попросту разориться.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в