Бюджетные автомобили: цена аскетизма

Автомобильный рынок переживает не лучшие времена. Не приведет ли снижение покупательной способности населения к тому, что автозаводы начнут выпускать откровенно бюджетные машины? Максим Кадаков и Владимир Соловьев на Женевском автосалоне выяснили их готовность двинуться по пути, проторенному несколько лет назад Логаном первого поколения.

Рёлант де Ваард (Roelant de Waard) вице-президент европейского отделения концерна Ford

– Достоинства автомобиля совсем не обязательно определяются его ценой, и не всегда низкая цена становится решающим фактором при покупке. Настоящая цена автомобиля зависит от расходов на его содержание. После владения дешевой машиной многие стараются в следующий раз купить что-то по более высокой цене, поскольку убеждаются, что дешевая вещь нередко обходится дороже.

Мы продаем доступные автомобили по всему миру. Только что мы запустили Escort в Китае, а в Бразилии – модель Kа нового поколения, которую начнем продавать в Европе в следующем году. Ford был первым из зарубежных производителей, кто развернул сборку в России, снизив тем самым цены на машины. У некоторых потребителей даже сложилось мнение, что мы выпускаем дешевые автомобили, поскольку они действительно стоили меньше, чем ввозимые из-за границы. Но когда другие производители локализовались, цены выровнялись. Достоинство наших машин в том, что клиент получает гораздо больше за те деньги, что он платит.

Форд может сделать по-настоящему дешевый автомобиль, но это будет автомобиль… допустим, для Бразилии. Дело в том, что в этой стране, а также в Индии охотно покупают машины в базовых комплектациях. В России такой фокус не пройдет – ваши люди требуют больше комфорта и безопасности.

Брюно Анселен (Bruno Ancelin), директор по продуктовому планированию группы Renault

– Нам не надо ничего придумывать – у нас есть бюджетные Logan, Sandero и Duster. Сейчас они подороже Логана первого поколения, но нужно учитывать инфляцию. При падении курса рубля стоимость автомобиля, производство которого локализовано на 50%, существенно снизилась при расчетах в евро и несколько выросла в рублевом исчислении.

Не забывайте и об оснащении. Logan второго поколения комфортнее и богаче оснащен. Если мы заглянем в автомобиль 1960‑х годов, то не обнаружим там ни электростеклоподъемников, ни усилителя руля, ни климатической установки… Автомобилисты о таком уже и забыли – многие не представляют себе, как можно обходиться без регулировки водительского сиденья по высоте, а машин без рулевого усилителя сейчас вовсе нет.

Чтобы продавать в России дешевый автомобиль, его нужно целиком в России и производить. Любые ввозимые из-за рубежа компоненты существенно увеличивают стоимость конечного продукта. Сейчас мы готовим для индийского рынка более компактный автомобиль с минимумом оборудования, который будет заметно дешевле. Посмотрим, как он станет продаваться, – и, возможно, распространим этот опыт на другие регионы. Но есть страны, где маленькие автомобили крайне непопулярны, – Россия в их числе. Мы не предлагаем россиянам ни Clio, ни Twingo: они богато оснащены, но мелковаты. Минимальный по размеру автомобиль, который в целом удовлетворяет россиян, – это Logan. А размер автомобиля определяет его цену.

При длине Логана 4,3 м мы не можем продавать его дешевле более коротких машин. Ведь на него идет определенное количество стали, краски, в него устанавливаются сиденья и т. д. Да и требованиями по безопасности пренебрегать нельзя. Устанавливается некая пороговая стоимость – как при продаже на метры, килограммы.

Винсент Кобе (Vincent Cobee), директор глобального бизнес-подразделения фирмы Datsun

– Отличный вопрос! Возьмем, к примеру, Golf первого поколения середины 1970‑х годов и его последние генерации. Что мы увидим? Занимаемая площадь дороги (умножаем ширину автомобиля на длину) увеличилась практически вдвое, снаряженная масса – в полтора раза, а цена осталась примерно на том же уровне – с учетом инфляции, конечно. Если мы хотим снизить стоимость машины и заодно сократить расход топлива, мы должны бороться с избыточным весом.

Зачем, к примеру, нужен сложный и умный усилитель руля? В Европе – понятно зачем! Чтобы машина была послушной и на парковке, и на очень высокой скорости. А почему нужны большие колеса? Да потому, что на них машина выглядит эффектнее! А еще они позволяют ездить со скоростями свыше 200 км/ч. Вот почему европейский автомобиль гольф-класса весит около 1300 кг. Сделать такую машину легче тонны нельзя в принципе.

А если вы создаете автомобиль с максимальной скоростью около 125 км/ч (правила все равно не позволяют ездить быстрее, если это не Германия), вам не нужен сложный усилитель руля – без него можно обойтись! И огромные колеса не нужны: их можно сделать поуже, а это меньший расход топлива и сопротивление, а также более высокая плавность хода, поскольку узкая шина априори мягче широкой.

Вот почему две трети наших машин на рынке Индии не имеют усилителя руля. В Индии можно купить Datsun GO снаряженной массой всего 770 кг. Мало кто верит, что такой автомобиль может быть безопасен. Но это возможно! Вопрос в том, какими основными функциями обладает базовый автомобиль, а не его хорошо оснащенная версия, которая намного тяжелее.

Конечно, даже в Индии люди стремятся прикоснуться к современным технологиям, но не хотят машину весом две тонны, потому что она будет дорогой. К чему я веду? К тому, что необходима более продуманная инженерия.

Знаете, какова средняя цена покупаемого в Европе автомобиля? Около 25 тысяч долларов. А в Америке? Тоже 25 тысяч. А в Японии? Если не брать так называемые кей-кары, на которые распространяются налоговые льготы, – тоже 25 тысяч долларов! Ну а в Индии? Всего 10 тысяч долларов! Отчасти потому, что там продаются морально устаревшие машины. Так вот, наша задача – создать современный, легкий и недорогой автомобиль. Надеюсь, что к будущему году нам удастся представить такую машину – весом примерно 700 кг, рассчитанную на пятерых ездоков, расходующую около 5 л на 100 км, отвечающую основным требованиям по безопасности и ценою около 5000 евро.

Моя голубая мечта – создать машину мощностью 200 л.с. и массой не более 1100 кг. Заднеприводную. Не дороже 15 тысяч евро. Это не входит в ближайшие планы фирмы Datsun, но я об этом мечтаю. И знаю, что это возможно.

Ким Сонг Хван (Kim Seong Hwan), президент Киа Моторс Рус

– Борьба за безопасность и экологию требует дополнительных затрат. Поднимают цену и новые технологии, новые материалы.

У фирмы Tata была попытка создать автомобиль за 4000 долларов, но она, по-моему, не увенчалась успехом. Компания Кia нацелена на создание не дешевого, а современного, безопасного и качественного автомобиля – вне зависимости от того, для какой страны он изготовлен.

Вопрос еще и в том, чтó считать дешевым автомобилем. Наш модельный ряд включает машины от класса А до дорогих премиальных моделей – выбор широк.

В условиях кризиса создание недорогого автомобиля – не тот путь, который приведет к выживанию марки. Надо повышать конкурентоспособность существующих моделей. К тому же специализация на дешевых автомобилях не лучшим образом влияет на имидж компании.

Ксавье Пежо (Xavier Peugeot), директор по продукту компании Citroen

– Citroen не ставит перед собой задачу выпускать бюджетные автомобили. Мы нацелены на развитие тех черт, которые традиционно отличают наши машины от других. Мы должны находить смелые, нестандартные решения. Это глобальный подход. Есть некоторые исключения – в частности, индийский рынок, куда мы вынуждены поставлять машины по низким ценам. Так поступают и другие производители, далекие от культивирования дешевых машин.

Мы пытаемся создавать оригинальные автомобили, но никак не дешевые. Например, Citroen С4 Cactus, который не похож на другие автомобили (пока мы не планируем поставлять его в Россию). Cactus выглядит свежо, а его «входная» цена на европейском рынке вполне адекватна. Но вот что примечательно: большинство покупателей выбирают Cactus в самых дорогих версиях! Не хотят экономить?

Томас Бюркле (Thomas Bürkle), главный дизайнер Hyundai

– Мне думается, что потребителю важнее получить не дешевый, а качественный автомобиль – даже если тот окажется чуть дороже. Да и производителю выгоднее выпускать качественный товар, нежели откровенно дешевый. А еще автомобиль должен быть надежным, что особенно важно для стран с суровым климатом, в число которых входит и Россия: не дай бог встать зимой вдалеке от населенных пунктов!

Моя задача – сделать автомобиль красивым. Его интерьер должен быть приятен глазу и оставлять ощущение осязаемого качества. Это достигается применением только качественных материалов, которые вовсе не дешевы.

Не исключаю, что в кризис многие предпочтут более дешевые машины, классом ниже. Взять хотя бы новый Hyundai Tucson: он больше, безопаснее и качественнее предшественника. Наверняка многие из тех, кто прежде думал о Santa Fe, сделают выбор в пользу более доступного Туссана.

О трудных временах не всякий любит вспоминать, а ведь в истории практически всех производителей были бюджетные модели, которые в условиях послевоенной разрухи помогали компаниям выжить. Как ни крути, а клиент заказывает музыку. И если сейчас проблема бюджетного автомобиля не стоит так остро, значит, в мире в целом дела обстоят не так уж плохо.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в