Автомобиль — не роскошь? Какие машины еще выгодно покупать

В условиях, когда ценники в автосалонах меняются чуть ли не по нескольку раз в месяц, а ставки по автокредитам в некоторых банках теперь просто грабительские, автомобиль в России снова становится роскошью, а не средством передвижения. Покупая машину сегодня, россияне обращают все больше внимания не только на марку и характеристики автомобиля, но и на затраты на эксплуатацию и остаточную стоимость. При этом некоторые даже задумываются, потянут ли содержание личного авто или лучше приобрести проездной на общественный транспорт. Аналитики PwC подсчитали «бюджеты» на содержание машин разных классов, выяснив, куда уходят деньги автовладельцев и на чем можно сэкономить.

Внедорожники сейчас в цене

Под стоимостью владения эксперты имеют в виду как эксплуатационные расходы, так и потерю стоимости автомобиля. Именно при перепродаже машины автовладелец может недосчитаться кругленькой суммы от ее первоначальной цены, и эта разница составляет от 19 до 45% стоимости владения автомобилем. Конечно же, многое зависит от того, за сколько в итоге удастся продать отслужившее верой и правдой авто. Стоимость автомобиля с пробегом зависит от надежности и репутации модели, наличия или отсутствия на первичном рынке обновленной версии данной модели, а также динамики цен на аналогичные новые автомобили. Но прежде всего цену машины определяет текущий спрос на вторичном рынке.

«Меньше в цене теряет та машина, которая пользуется наибольшим спросом – сегодня это, в первую очередь, относится к автомобилям сегмента SUV и в особенности к бюджетным кроссоверам, – комментирует генеральный директор компании «Автология» Максим Брегер. – Машины люксового класса естественным образом всегда теряют в стоимости больше, поскольку они дорого обходятся при покупке и являются для владельцев элементом статуса и общественного положения. Исходя из этого, состоятельные люди преимущественно приобретают новые, а не подержанные автомобили».

По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, обеспеченным людям при небольшой разнице в стоимости проще доплатить за новый автомобиль, чем связываться с подержанным, поэтому спрос на вторичку появляется при хорошем дисконте от цены новой машины.

Согласно результатам исследования PwC, автомобили В-класса, компактные кроссоверы и полноразмерные внедорожники до 3 млн руб. обесцениваются медленнее автомобилей других классов: за три года они теряют в среднем менее 30% стоимости. Больше всего приходится сбрасывать цены владельцам трехлетних автомобилей Е-класса и полноразмерных внедорожников дороже 3 млн руб. – на 38% и 47% соответственно.

«На дорогие машины спрос ниже, поэтому продавцы вынуждены сильно опускать на них цену. Как правило, еще больше теряют в стоимости автомобили, мощность которых превышает 250 л.с. Также не стоит забывать о потере стоимости за первый год эксплуатации, в среднем на 15-20%. Соответственно, чем дороже и выше класс автомобиля, тем больше стоимость владения и ниже остаточная стоимость, – констатирует Денис Еременко. – Впрочем, во всех правилах есть исключения, которые делает народная любовь и популярность определенных моделей в разных ценовых сегментах. У каждого производителя существуют очень ликвидные модели, которые не попадают под общую статистику. Например, Toyota Land Cruiser Prado, Honda CR-V, Mitsubishi Lancer и много других».

Как отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян, с учетом недавнего обвала рубля сейчас многие трехлетние машины можно продать практически по их первоначальной цене.

Каско не по карману

Наиболее затратной статьей расходов для автовладельцев является страховка, на которую приходится от 20 до 30% общей стоимости владения автомобилем, если учитывать каско. Причем чем выше цена машины, тем дороже обходится ее страхование – больше всего денег выкладывают страховщикам хозяева автомобилей Е-класса и полноразмерных внедорожников дороже 3 млн руб. По словам экспертов, в России расходы на автостраховку значительно выше, чем за рубежом. Очень дорогие страховые тарифы Денис Еременко объясняет дороговизной запчастей, высокой угоняемостью ряда моделей, а также очень высокой аварийностью и, как следствие, огромным количеством обращений в страховые компании. Впрочем, многие наши сограждане стараются сэкономить на страховке, выбирая некоторые ограничения по полису или вовсе отказываясь от страхования своего авто.

Значительно подорожали в последние месяцы и автокредиты, чему виной стал обвал рубля и повышение ключевой ставки ЦБ. По состоянию на вторую половину января средняя ставка по трехлетнему кредиту при 50% первоначальном взносе достигла порядка 19-23% для всех анализируемых классов, гласят данные PwC. А расходы на обслуживание кредитов составляют от 17 до 21% от общей стоимости владения автомобилем.

Впрочем, автокредиты в России и до увеличения ключевой ставки ЦБ были значительно дороже, чем в развитых странах. «Наши кредиты намного дороже, чем европейские и американские. Причина тому – нестабильность внутри страны. Нельзя достаточно уверенно просчитать риски на 10-15 лет вперед. Желаемая доходность от бизнеса закладывается тоже не по примеру западных коллег. Экономическое обоснование на западе в 13% всегда считалось неплохим показателем, у нас такие цифры не приветствуются», – сетует Мария Бильбулян.

Расплата за мощность

Зато в России относительно дешевое топливо, однако большие расстояния и любовь россиян к мощным машинам делают затраты на бензин весьма значительными. При этом наши сограждане зачастую пытаются сэкономить на этой статье расходов, заправляя свой автомобиль топливом более низкого качества. Любопытно, что для более дорогих автомобилей доля затрат на горючее меньше, несмотря на больший расход топлива (за счет более мощных двигателей), говорится в исследовании PwC. Так, для автомобилей В-класса эта доля составляет в среднем 24%, тогда как для Е-класса и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. – 7% и 9% соответственно. Для автомобилей среднего ценового сегмента расходы на топливо составляют около 13-19% от стоимости владения.

Как отмечает Денис Еременко, в отличие от практичных европейцев, отдающих предпочтение компактным и экономичным автомобилям, россияне обожают паркетники и внедорожники. «Меня, честно говоря, не перестает поражать готовность наших сограждан платить за топливо, покупая большеобъемные и мощные автомобили, которые зачастую никогда не используются по назначению. Люди объясняют свой выбор плохим качеством дорог, безопасностью или просто желанием выделиться», – удивляется эксперт.

Стоит отметить, что к налогам и сборам, которые занимают 1-4% в общей стоимости владения автомобилем, а также прочим расходам на содержание машины, включающим покупку зимних шин и мойку два раза в месяц, не так давно добавилась еще одна статья расходов – плата за парковку, которая может встать в копеечку. Правда, пока платные парковки знакомы в основном московским автомобилистам, но постепенно они появляются и в других российских городах. По мнению Дениса Еременко, для стимулирования обновления российского автопарка транспортный налог должен быть привязан к экологическому классу автомобиля, а в крупных городах введены зоны, запрещающие въезд на машинах низкого экологического класса.

Дорогое удовольствие

В целом, стоимость владения авто в России выше, чем в таких развитых странах, как Великобритания и США, констатируют аналитики PwC. А с учетом более низких доходов населения это становится одним из факторов, сдерживающих рост продаж автомобилей и обновление автопарка.

«В ближайшее время не стоит рассчитывать на обновление российского автопарка, поскольку помимо стоимости владения есть еще цена на новый автомобиль, которая за несколько месяцев выросла примерно от 20 до 50% у разных производителей. Купить новую машину в кредит с разумной кредитной ставкой сегодня практически невозможно. Наступило очень тяжелое время для российского авторынка, нам предстоит наблюдать волну закрытия автосалонов, – говорит Денис Еременко. – Я думаю, что на сегодняшний день люди будут разумнее подходить к выбору марки и модели автомобиля – начнут считать и экономить. Многие уже отказываются от страхования каско, потому что для них это становится роскошью».

Впрочем, до недавнего времени мало кто из покупателей учитывал стоимость владения при выборе модели автомобиля. «Стоимость владения – это фактор, который интересует, в первую очередь, владельцев корпоративных парков», – отмечает Максим Бергер. По данным исследований компании GiPA в России, в 2014 году на стоимость послепродажного обслуживания машины обращали внимание лишь 18% покупателей новых автомобилей.

«С каждым годом доля финансово грамотного населения растет, люди понимают, что стоимость владения автомобилем дорожает все больше и больше, – рассуждает гендиректор и сооснователь Carprice Эдуард Гуринович. – Большинство российских автомобилистов стали обращать внимание на два фактора: расход топлива и транспортный налог. Это те факторы, которые действительно влияют на выбор автомобиля. Многие автопроизводители подстраиваются, делая двигатели по 242 л.с., потому что все свыше 250 «лошадей» облагается другой ставкой налога. Потребитель начинает считать, и автопроизводители будут привлекать его именно низкой стоимостью владения. Однако если страховку, транспортный налог и расход топлива просчитать не составляет большого труда, то с кредитами и тратами на ремонт намного сложнее. Поэтому официальные дилеры зачастую дают скидку на покупку и льготную ставку кредитования, но очень высокую стоимость обслуживания, поскольку это не совсем очевидные вещи, которые люди не всегда догадываются просчитать».

Подпишитесь на «За рулем» в