Вездеходы-долгожители: кто в поле воин? Часть 2

Land Rover Defender, УАЗ Хантер, Лада 4×4, Mercedes-Benz G-класса, Suzuki Jimny – пять легендарных вседорожников. Найдется ли место ветеранам в новом веке? Заканчиваем нашу сказку про репку на автомобильный лад, а в присказке подробно остановимся на эволюции «Нивы».

ВЫТЯНУЛИ ВСЕХ?

Конец нашей истории про долгожителей автомобильного мира вовсе не такой, как в сказке про репку. Скорее, как у братьев Гримм. Читали же? У них чем дальше, тем страшнее: достается и злодеям, и добрым героям.

УАЗ Хантер, он же УАЗ‑315195, в этом году нас покинет. Жалко? «Козлика» в том виде, когда он был «четыреста шестьдесят девятым», да. А Хантера – нет: попытка привести его в соответствие с новыми требованиями не сделала автомобиль современным, но напрочь убила ностальгические чувства. Для Ульяновского автозавода это перевернутая страница, где рассказывается о простом деревенском парне, который не нашел себя в городе и стал изгоем общества.

Land Rover прекращает выпуск Дефендера, и его нам будет не хватать. Дэфу тоже тяжко в нынешнем мире, но старание, с которым он натягивал гриндерсы вместо кирзачей, заслуживает уважения.

Нива – классная! Особенно за свои деньги и после модернизации. Расставаться с ней производитель пока не собирается – даже новое платье подарил, из коллекции Urban. А там, глядишь, и сменщица достойная появится, которая на новом уровне совместит проходимость, доступность и легковые повадки.

Geländewagen всем еще покажет. Пока у аудитории есть интерес и деньги, Mercedes-Benz будет держать ветерана в строю. (В 2014 году был установлен рекорд: в России продали 1002 G‑вагена!) Хотелось бы посмотреть на финал этого эксперимента, скажем, через полвека – вдруг в потоке электромобилей на магнитной подушке мелькнет знакомый силуэт?

И Jimny, маленький веселый Джимник, пусть тоже еще пошумит. Не бросайте его в водоворот кризиса – захлебнется он в волнах валютных курсов. Больше миллиона рублей? На такой ценник поведется только сказочный Иванушка-дурачок.

Кинозвезды

Александр ВИНОГРАДОВ

Наши возрастные герои не единожды успели засветиться в кино. И не только в эпизодах!

1. Land Rover Defender за свою долгую жизнь не раз играл главные автороли. Разумеется, легендарный британский вседорожник не мог не появиться в истории про агента 007. В самом кассовом фильме бондианы «Координаты «Скайфолл» одним из основных автомобилей Джеймса Бонда стал Land Rover Defender 110 с двойной кабиной Crew Cab, которому регулярно доставалось в погонях.

2. Самой яркой актерской работой Мерседеса G‑класса считаем финальную погоню во второй части франшизы про другого секретного агента – Джейсона Борна; речь о «Превосходстве Борна» 2004 года. Нам эти сцены особенно близки, ибо захватывающая погоня с участием Гелендвагена разворачивается на улицах Москвы. Выглядит действо очень эффектно. К несчастью для машины (но не для главного героя), в конце погони она полностью уничтожена.

3. Список отечественных киноработ нашей Лады 4×4 априори внушителен. Но интересно, что Нива нередко светилась и в зарубежных фильмах, в том числе и голливудских. В фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» 2013 года главный герой, будучи в Исландии, удирает от надвигающегося пирокластического облака вместе с местным жителем на нашей Ниве. Облако их все-таки накрыло, но машине всё нипочем!

4. УАЗ тоже звезда! И по большей части представал перед нами в армейском камуфляже. Чего стоит только отечественная кинокартина «Ответный ход» 1981 года. Думаю, все, кто смотрел фильм Михаила Туманишвили, помнят захватывающую погоню бэтээра за десантниками на 469‑м «козлике».

5. А вот Suzuki Jimny нечастый гость на экране. И даже в этих редких случаях снимается преимущественно в эпизодах. Одно из последних появлений на экране – в фантастическом боевике «Вавилон нашей эры» (2008 год) с Вином Дизелем.

История вечной любви

Михаил Кулешов

Сегодня, когда жизненный цикл модели составляет шесть-семь лет и продолжает уменьшаться, конвейерные долгожители вроде героев нашего теста никого не оставляют равнодушным. Одни подтрунивают над их архаичностью, другие с сожалением констатируют, что «таких больше не будет». Всяк по-своему прав. Я же приглашаю вспомнить историю появления каждого из этих автомобилей. Они достойны внимания!

LAND ROVER DEFENDER

1948–2015

Все началось со швейных машинок, производство которых британцы Джеймс Старли и Джози Тёрнер наладили в небольшом городке Ковентри, на востоке графства Уэст-Мидлендс. Шел 1861 год. Партнеры не боялись экспериментировать и вскоре переключились на выпуск велосипедов и мотоциклов, в 1904‑м представили первый серийный автомобиль Rover 8, а позже сосредоточились на выпуске моделей Rover 14, Rover 16 HP Light Six и Rover 14 Speed.

С началом Второй мировой компания перешла на выпуск двигателей и алюминиевых крыльев. Только в 1945‑м, переехав в строения завода Meteor Works в Солихалле, возобновили производство автомобилей. Наиболее востребованным виделся недорогой фермерский вседорожник в духе Willys Jeep. Уже в 1947 году идея материализовалась в концепт Centre Steer. Раму сделали из стальных полос прямоугольного сечения. Для кузова использовался алюминиевый сплав, которого после войны хватало.

Имя Land Rover утвердили осенью 1948‑го, а под занавес года были готовы чертежи окончательного варианта. Дизайн серийного Land Rover 80 (80 – длина колесной базы в дюймах) авторства Тома Бартона дошел до наших дней с минимальными изменениями.

SUZUKI JIMNY

с 1968 года

Прообразом Suzuki Jimny (он же Samurai) послужила разработка маленькой компании Hope Star. В середине шестидесятых модель ON 360 длиной менее трех метров и массой чуть больше 500 кг с двухтактным 21‑сильным двигателем Mitsubishi продавалась крайне плохо, однако глянулась компании Suzuki. В 1968‑м та выкупила у Hope Star производственные права и выпустила доработанный вариант под маркой LJ Jimny (LJ – Light Jeep).

Кузов установили на раме лестничного типа, запасное колесо перенесли в салон – чтобы снизить налог на длину.

Под крылом Suzuki модель завоевала успех. В 1974 году японцы выпустили экспортную модификацию с левым рулем и запаской на корме, позже представили варианты с жесткой крышей и длинной базой. В 1981‑м дебютировал вседорожник второго поколения – серьезно прибавивший в размерах (длина достигла 3555 мм), с четырехцилиндровым мотором мощностью от 45 до 52 л.с. Лишь в 1998 году появился Jimny третьего поколения – уже с пружинной подвеской всех колес вместо зависимой рессорной.

УАЗ‑469

1972–2015

Ульяновский автомобильный за- вод имени И. В. Сталина (УльЗИС) в военные годы выпускал грузовые ЗИС‑5, а в первой половине пятидесятых наладил производство ГАЗ‑69. С началом выпуска предшественника УАЗ‑469 предприятие переименовали в УАЗ.

Первые серийные УАЗ‑469 сошли с конвейера лишь в декабре 1972 года, хотя разработка велась с начала 1950‑х. В 1985‑м вездеход получил новый индекс 3151, был проведен ряд доработок (гидравлический привод выключения сцепления, карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников и разрезная, травмобезопасная рулевая колонка).

Претерпев еще несколько конструктивных улучшений и сменив в 2003‑м имя на Хантер (англ. hunter – охотник), автомобиль дожил до наших дней. УАЗ собирали не только в России, но и в Азербайджане, Вьетнаме, Германии, на Украине, Кубе и даже в США.

ВАЗ‑2121 НИВА

с 1977 года

Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил трем крупнейшим автозаводам разработать принципиально новый автомобиль повышенной проходимости с комфортом легковой машины.

Несколько лет спустя за место на конвейере боролись Москвич‑2150, Иж‑14 и ВАЗ‑2121 Нива, которая и выиграла «тендер». У «военного» Ижмаша не было лишних средств на доводку, детище АЗЛК недотягивало до легковушки по комфорту.

Дизайн Нивы, почти не изменившийся за 40 лет, принадлежит Валерию Семушкину, вдохновленному обликом хэтчбека Fiat 127. На конвейер вездеход отправился в апреле 1977‑го и моментально стал сверхпопулярным. Около 80% всех машин шло на экспорт: Ниву полюбили в Европе и странах Латинской Америки. Праворульные версии отправлялись в Великобританию и даже в Японию.

MERCEDES-BENZ G

с 1979 года

Своим появлением Geländewagen обязан шаху Ирана – Мохаммеду Реза Пехлеви. Именно он, будучи крупным акционером Daimler-Benz, настоял на разработке военного вездехода.

Заказом занялась дочерняя компания Steyr-Daimler-Puch в австрийском Граце, где G‑Wagen по сей день собирают вручную. Однако к моменту запуска автомобиля в серию шах Пехлеви был свергнут в ходе Исламской революции и спустя год скончался в Каире. Главный заказчик не дождался своей игрушки... Позже Geländewagen был принят на вооружение более чем в двух десятках стран.

Автомобили с индексом W460 и подключаемой передней осью выпускались с 1979 года и оснащались относительно скромными моторами – мощностью от 72 до 156 л.с. Однако с выходом в 1990‑е годы нового кузова (W463) G‑Wagen обрел новую жизнь: появление мощнейших версий (в том числе G 55 AMG и G 63 AMG) превратило Mercedes-Benz из простого и неприхотливого вседорожника в предмет роскоши.

Лучшие из лучших

Александр ВИНОГРАДОВ

1. Лада 4×4 единственная из всей компании щеголяет несущим кузовом и передней независимой подвеской. Но это отнюдь не мешает ей быть королевой на бездорожье. Постоянный полный привод дополнен арсеналом из понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала. Самая короткая база (2200 мм), большие углы въезда и съезда (40 и 32 градуса соответственно) и клиренс в 220 мм (под передней балкой) позволяют не особо заморачиваться с направлением движения. А по ходу подвески Нива уступила лишь Гелендевагену. Ехать внатяг она не очень любит – двигатель слабенький. Зато по части штурма препятствий ходом ей нет равных!

2. Land Rover Defender к стандартному набору из жестко подключаемого «передка» и двухступенчатой раздаточной коробки имел злые вседорожные шины Goodyear Wrangler. Неудивительно, что на снежной целине он забрался дальше всех. Но вне зависимости от шин Defender был и остается одним из самых грозных покорителей бездорожья. Углы въезда и съезда почти в 50 градусов и клиренс в 250 мм вселяют опасное чувство вседозволенности. Если застрянете, идти за трактором придется далеко.

3. Mercedes-Benz G 350 оснащен постоянным полным приводом. Но, в отличие от Нивы, у Гелендевагена можно заблокировать как межосевой дифференциал, так и оба межколесных. Ход подвески оказался наиболее внушительным. А вот углы въезда и съезда самые маленькие в тестовой пятерке – 36 и 27 градусов соответственно. Тем не менее Mercedes – полноценный вездеход. Единственное, что мешает со спокойным сердцем штурмовать леса и поля, – это неимоверная цена.

4. Suzuki Jimny только выглядит безобидным. Соревнование на лучшую понижающую передачу он выиграл! При включенной первой передаче с задействованной понижайкой Jimny оказался самым медленным. Небольшая колесная база (2250 мм) и внушительные углы въезда и съезда (40 и 49 градусов соответственно) уверенно компенсируют самый маленький дорожный просвет (190 мм). А вот тест на вывешивание Jimny проиграл, раньше всех повиснув по диагонали на двух колесах.

5. УАЗ Хантер разочаровал. По углам въезда и съезда он лишь немногим лучше Гелендевагена (38 и 33 градусов). И по вывешиванию выигрывает только у Suzuki. Впрочем, будь у УАЗа мосты с редукторами (в этом случае клиренс вырастет с 220 мм до рекордных 300 мм) и такие же злые шины, как у Дефендера, он стал бы лучшим – нет сомнений! Если бы еще и надежность подтянуть

НИВАЛЮЦИЯ

miniaturaed_zr 03_15

miniaturaed_zr 03_15До 2009 года на Ниву ставились подфарники ВАЗ‑2103/06 , после чего их сменили оригинальные, большего размера.
До 2009 года на Ниву ставились подфарники ВАЗ‑2103/06 , после чего их сменили оригинальные, большего размера.

До 2009 года на Ниву ставились подфарники ВАЗ‑2103/06, после чего их сменили оригинальные, большего размера.

Далеко ли ушла эволюция Нивы?

Найти оригинальную Ниву ВАЗ‑2121 в идеальном состоянии оказалось непросто. Но я откопал-таки «старушку» в городе Жуков, что в Калужской области. Сравним с нынешней Ладой 4×4?

НАЗАД В СССР

ВАЗ‑2121 бежевого цвета, 1987 года, – почти как новый. На кузове ни сколов, ни ржавчины. Только нижняя часть порогов на всякий случай покрыта черным антикором, а на дверях красуются большие черные «лопухи» вместо штатных жигулевских зеркал. В салон из нынешнего столетия попала лишь аудиосистема. Под капотом – всё как с картинки… Ладно, хватит ностальгировать, пора и делом заняться. Удобная посадка? Это не про Ниву. Как ни двигай сиденье, за рычагом коробки передач придется тянуться. Мягкая спинка «шестерочного» сиденья заканчивается в районе лопаток. Не добавляет удобства и «шестерочный» руль с тоненьким ободом. Но как хороши приборы «шахи» в индивидуальных колодцах!

Надо отдать должное главному дизайнеру Нивы – Валерию Семушкину. Было поставлено условие тотальной унификации с Жигулями, и тем не менее у него получился стильный автомобиль. В 1994 году порог багажника опустился до заднего бампера: машина стала практичнее, но утратила часть своего шарма.

Мотора ВАЗ‑2106 о 75 «лошадках» хватает впритык. Зато на разбитой дороге можно смело нестись во весь опор, не сбавляя хода: Нива пробивает подвеску только на очень крупных ямах. Главное – быть начеку: из-за короткой базы закрутить автомобиль очень легко. Здесь очень кстати блокировка межосевого дифференциала. На скользкой дороге Нива тут же превращается в готовый к бою раллийный болид. Отсутствие усилителя частично компенсируется большим диаметром рулевого колеса. Педаль сцепления тяжеловата, зато механизм переключения коробки очень четкий.

ПЕРИПЕТИИ ПРОГРЕССА

Можно долго рассуждать об измененной подвеске и увеличенной колее. Главное – результат. Нынешней Ниве вообще не важно, что под колесами, – теперь подвеска переваривает практически всё.

Реакции на руль стали острее: хотя база осталась прежней и любовь к заносам не прошла, «ловить» новую Ниву проще. Легкие руль и педали – тоже плюс. Новый главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель большего диаметра значительно снизили усилие на педали. А сцепление и вовсе стало невесомым благодаря рабочему цилиндру от собрата Chevrolet Niva.

С годами в салоне не осталось открытого металла. Новые пластиковые панели оказались очень гремучими. А мягкая панель старой Нивы даже после 28 лет эксплуатации осталась молчаливой.

Но вот парадокс. Конструктивный прогресс оборачивается регрессом качества. Передняя панель гремит, дверные обшивки скрипят, в подвеске что-то грохочет. В старой-то Ниве даже двери до сих пор закрываются с первой попытки.

И все же Нива жива! Сохранив поразительную наглость на бездорожье, она стала гораздо человечнее в управлении. Будем надеяться, что «старушка» еще долго останется в строю. В сорок лет жизнь только начинается!

Александр Виноградов

Классическая 21‑я Нива покоряет, как только взглянешь на стильную комбинацию приборов или хромированный декор, который утратила нынешняя Лада 4×4. Совместить бы нынешнее шасси с кузовом и салоном оригинальной Нивы – получился бы автомобиль мечты. Точнее, вездеход.

В дореформенных рублях

В 1988 году ВАЗ‑2121 был одной из самых дорогих тольяттинских моделей. За Ниву просили аж 9000 советских рублей! При средней зарплате в 233 рэ на машину пришлось бы пахать почти 39 месяцев. Сегодня в приведенных ценах та Нива обошлась бы в 405 000 нынешних рублей (экономисты ведут такие расчеты из курса 1:45). И это вполне соответствует реальным ценам 2014–2015 годов: базовая Лада 4×4 стóит (пока!) даже чуть меньше – 394 500 рублей. В 2014 году средняя зарплата в РФ составила 30 000 рублей. Считайте сами

Редакция благодарит Олега Кузьмина и Якова Краснова за предоставленные автомобили.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в