Легкий коммерческий транспорт отправился в тяжелый кризис

Продажи легких коммерческих автомобилей рухнули еще сильнее, чем легковых: в условиях падения экономики малый и средний бизнес откладывает обновление автопарков до лучших времен. Пока же кредиты и лизинг остаются для потребителей LCV недоступными, спрос в этом сегменте будет стремительно сокращаться.

Бизнес вспять

Коммерческий транспорт, который, по сути, является средством для зарабатывания денег, всегда актуально реагирует на изменение экономического климата в стране. Сегмент LCV наиболее сильно пострадал и во время мирового финансового кризиса 2008 года, и в минувшем году, отмеченном введением санкций против России и обвалом рубля.

«Коммерческие автомобили – это инвестиции. Поэтому на их спрос оказывает влияние не только текущая экономическая ситуация, но и инвестиционные ожидания бизнеса, уверенность (или неуверенность) бизнесменов относительно окупаемости инвестиций. Низкий спрос на коммерческие автомобили – сигнал, который свидетельствует о неуверенности предпринимателей в экономической ситуации на ближайший период, – говорят в пресс-службе «Группы ГАЗ». – Кроме того, на падение спроса заметное влияние оказали удорожание кредитов для бизнеса, особенно – для малого и среднего, а в конце года – и в целом сокращение возможности для получения заемных средств».

Показательно, что если продажи легковых машин в прошлом году снизились на 8%, то рынок легких коммерческих автомобилей упал более чем на 15%, до 139,6 тыс. штук, гласят данные «Автостата». По словам консультанта Frost & Sullivan Дмитрия Похлебкина, различие падения продаж этих сегментов объясняется изменением экономической ситуации в России и, как следствие, – разницей в поведении их целевых аудиторий. «Еще в середине 2014 года можно было наблюдать примерно одинаковое проседание рынка в том и другом сегментах примерно на уровне 20% к прошлому году. В этот период происходил довольно медленный спад развития отечественной экономики, но девальвации национальной валюты еще не наблюдалось. Соответственно, покупатели легковых машин и представители бизнеса вели себя примерно одинаково, – рассуждает эксперт. – Если же вернуться к ситуации, сложившейся на российском авторынке в этих двух сегментах в декабре 2014 года, то можно отметить 2-процентный рост продаж на фоне двукратного обесценивания рубля. И в данном случае ажиотаж в сегменте легковых машин на фоне грядущего повышения цен был просто несопоставим с «неэмоциональным» прагматическим расчетом представителей бизнеса».

Мал, да дорог

Легкий коммерческий транспорт реагирует на любые изменения в экономике раньше и резче легковых машин, подтверждает глава марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Михаил Семенихин. «Особенно это касается иностранных производителей, ведь сложившаяся экономическая ситуация означает не только рост цен на их продукцию, но и влияние на покупательскую способность, и как следствие, общее снижение спроса в автомобильном сегменте», – констатирует он.

Кстати, в отличие от рынка легковых машин в России, который в последние годы становился вторым по величине в Европе, по продажам LCV наша страна никогда не поднималась выше четвертого места, где остается и сейчас. Сам сегмент легких коммерческих автомобилей в целом и малый и средний бизнес в России, в частности, развиты хуже относительно европейских стран. По мнению эксперта, в структуре грузоперевозок парк сегмента LCV будет расти быстрее парка грузовиков в ближайшей перспективе, поскольку крупные инфраструктурные стройки уже позади. «К сожалению, Россия едва ли может гордиться развитостью малого и среднего бизнеса, что и является определяющим отличием структуры спроса на LCV в России в Европе. Чем больше будет предпосылок для развития частного предпринимательства, тем больше будет спрос на легкие коммерческие автомобили», – добавляет Михаил Семенихин.

«ГАЗели», «буханки» и Largus

Безусловным лидером на рынке легких коммерческих автомобилей является Горьковский автозавод, на продукцию которого приходится почти половина всех продаж в сегменте: по данным АЕБ, в прошлом году в России было реализовано около 69,4 тыс. «ГАЗелей» и «Соболей» (-16%). Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», основным критерием выбора коммерческих автомобилей остается общая стоимость владения, включающая не только цену, но и стоимость содержания и обслуживания, стоимость расходных материалов и запчастей, периодичность ТО и условия гарантии, топливные расходы и т.д.

Несмотря на то, что продажи «ГАЗели Next» в прошлом году выросли более чем в два раза, самой востребованной моделью LCV на российском рынке остается более доступная «ГАЗель Бизнес». Хотя «ГАЗель Next» в 2014 году стала лидером по темпам роста среди моделей коммерческих автомобилей, продаваемых в России. «Однако для многих частных клиентов определяющим фактором пока остается цена покупки автомобиля. В 2014 году значение этого фактора дополнительно возросло в связи с резким удорожанием кредитов и ужесточением условий их выдачи», – констатируют в «Группе ГАЗ». При этом в компании прогнозируют, что с запуском цельнометаллического фургона, а также расширением модельного ряда спецтехники на базе автомобилей Next, спрос продолжит смещаться в сторону автомобилей «ГАЗель Next».

Второе место по объему продаж легких коммерческих автомобилей в России стабильно занимает Ульяновский автозавод, реализовавший в 2014 году около 22 тыс. LCV (-2%). Основу продаж УАЗа в этом сегменте составляют различные модификации устаревшей «буханки», что на предприятии объясняют их низкой ценой, а также простотой и дешевизной обслуживания. В то же время растет спрос на современные модели UAZ Pickup и UAZ Cargo, которые осенью прошлого года прошли обновление. В немалой степени продажи коммерческих UAZ поддержала программа утилизации автохлама, с прошлого года доступная и юрлицам: половину продаж УАЗа по этой программе в минувшем году составили LCV, рассказали в пресс-службе Sollers.

Примечательно, что АВТОВАЗ, который несколько лет назад вышел на рынок легких коммерческих автомобилей с фургоном Lada Largus, с каждым годом укрепляет свои позиции в новом для себя сегменте. В прошлом году Largus показал более чем 1,5-кратный рост продаж до 9,1 тыс. машин. При этом практически все фургоны реализуются корпоративным клиентам, ведь они предназначены в первую очередь для бизнеса, говорят тольяттинцы. Всего под маркой Lada в прошлом году было продано 10,5 тыс. коммерческих автомобилей (с учетом «ВИС»). По словам дилеров АВТОВАЗа, пикапы «ВИС» и фургоны Lada Largus отличаются друг от друга по конструкции, оснащенности и целевому использованию, поэтому каннибализма внутри модельного ряда Lada нет.

Старый Sprinter против нового Transit

Среди иномарок лидером остается Volkswagen, который в прошлом году поставил российским клиентам 12,6 тыс. коммерческих автомобилей, включая пикапы (-21%). По словам Михаила Семенихина, основу продаж марки традиционно составляют модели группы Т5 и пикап Amarok. В 2015 году компания представит на российском рынке новое поколение Caddy, а на смену группе моделей Т5 выйдет новое поколение T6 – в сумме на них приходится более 70% продаж Volkswagen Коммерческие автомобили в России.

На второе место среди иномарок вышел Mercedes-Benz, увеличивший реализацию малотоннажных автомобилей в России более чем в два раза до рекордных 11 тыс. машин. Драйвером продаж стал Sprinter Classic, который с 2013 года выпускается на мощностях ГАЗа, а в прошлом году разошелся в количестве более 6,5 тыс. экземпляров. По словам вице-президента по малотоннажным автомобилям Mercedes-Benz в России Сорена Хезе, новый Sprinter также показал высокие результаты продаж (2,7 тыс. машин), а самая компактная модель малотоннажного семейства – Citan – нашел свою целевую аудиторию в российских городах (около 160 машин). Кроме того, в конце года у российских дилеров Mercedes-Benz появился новый Vito. В этом году «Мерседес-Бенц Рус» планирует активно развивать реализацию представленной недавно грузопассажирской модели Sprinter Classic Mixto.

Между тем компания Ford, несмотря на расширение линейки коммерческих автомобилей в прошлом году, снизила продажи в России на 35%, до почти 9 тыс. машин. В отделе по связям с общественностью Ford Sollers это объясняют, прежде всего, сменой поколений Ford Transit. Тем не менее в 2014 году эта модель сохранила лидерство среди коммерческих автомобилей иностранных брендов, а в декабре даже показала рекордный результат продаж в России – почти 1,7 тыс. машин.

Стоит отметить, что и Mercedes-Benz Sprinter Classic, и Ford Transit, которые являются лидерами продаж среди иномарок, выпускаются в России. А вот для производителей LCV, не имеющих локального производства в нашей стране, прошлый год оказался тяжелым. Основной урон они понесли из-за введенного запрета на госзакупки импортных машин. К примеру, продажи популярных в России коммерческих автомобилей Peugeot и Citroen в 2014 году упали на четверть. «Значительный вклад в продажи компании вносят трансформированные автомобили на базе Peugeot Boxer и Citroen Jumper: это различные виды спецтранспорта, фургонов, маршрутных такси и др. В связи с ограничением госзакупок автомобилями российского производства, часть каналов сбыта данного вида продукции оказалась закрыта для компании», – сетуют в пресс-службе PSA Peugeot Citroen. Усугубило положение французов и введение антидемпинговой пошлины на коммерческий транспорт, под которую подпадает ряд востребованных рынком версий Peugeot Boxer и Citroen Jumper.

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Бывает и хуже

Что касается дальнейших перспектив российского рынка LCV, участники отрасли ожидают, что в 2015 году продажи продолжат катиться под откос. Причем снижение реализации легких коммерческих автомобилей обещает быть более сильным, чем легковых машин. Согласно прогнозу Volkswagen Коммерческие автомобили, при общем сокращении рынка легковых авто на 24% продажи LCV могут упасть на 30%.

По мнению Дмитрия Похлебкина, совокупно оба сегмента легковых и легких коммерческих машин в 2015 году сократятся минимум на треть. Это произойдет потому, что рост цен на новые машины коррелирует с падением спроса в данных сегментах. При этом снижение продаж будет чуть менее заметно в сегменте LCV, где спрос на машины менее эластичен от цены. К тому же будет ощутимо влияние эффекта «отложенного спроса»: в конце 2014 года дилеры распродавали свои стоки, приобретенные по старым ценам. «Это означает, что с одной стороны первая половина текущего года будет значительно скромнее по выручке, чем последующая, а с другой – приобретенные впопыхах машины в виде псевдоинвестиций будут выброшены на вторичный рынок, который также будет оказывать влияние на реализацию новых машин», – полагает эксперт. По его словам, наиболее успешными будут марки, которые получат поддержку продаж в виде льготного автокредитования, программ утилизации и госзаказов.

Подпишитесь на «За рулем» в