Чиновники откажутся от дорогих авто в пользу «такси»

Российские чиновники не в силах победить свою любовь к дорогим автомобилям. Такой вывод можно сделать, изучив доклад антикоррупционного центра Общероссийского народного фронта (ОНФ). Оказалось, что муниципальные чиновники, вопреки рекомендациям, по-прежнему предпочитают недорогим машинам премиальные японские внедорожники.

Семиместный Toyota Land Cruiser 200 с двигателем 4,6 л, кожаным салоном, охлаждаемым бардачком и подогревом руля – вот мечта среднестатистического российского бюрократа. Конечно же, внедорожник должен быть «федерального» черного цвета. Вывод напрашивается после изучения доклада проекта «За честные закупки» ОНФ. Такие машины в период с сентября 2013-го по январь 2014 года заказали чиновники Сахалинской и Амурской областей; Сургутского и Нижневартовского районов; администрация Давлекановского района Республики Башкортостан; Дума Владивостока и управители Макаровского городского округа. У подмосковных чиновников иной вкус. Так, японской роскоши администрация Щелковского муниципального района предпочла Land Rover Discovery IV.

Причем госслужащие готовы на траты, чтобы поездить на автомобиле своей мечты: стоимость тендеров колеблется от 2,527 до 3,638 млн руб. Самое забавное, отмечают в ОНФ, что многим чиновникам хвастаться особо не перед кем: население Томаринского городского округа Сахалинской области, например, насчитывает всего 9 тыс. человек.

Разборчивость чиновников едва ли может удивить россиян. Вот и председатель Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков поражается не размаху пожеланий, а политической недальновидности госслужащих. «Удивительно, что, несмотря на четкие сигналы от Народного фронта, некоторые чиновники позволяют себе такое, — заявил он «За рулем.РФ». – Они не могут не знать, что лидер ОНФ – Владимир Путин. Значит, сигнал умерить аппетиты идет напрямую от президента. Это свидетельствует о какой-то, что ли, незрелости людей».

«Сигналить» госслужащим начали уже давно: в 2011 году фракция КПРФ предложила ограничить стоимость служебных автомобилей миллионом рублей. А в прошлом году было выдвинуто сразу три подобных инициативы. Оппозиционный политик Алексей Навальный собрал 100 тыс. подписей под проектом, запрещающим сотрудникам госкорпораций покупать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн руб. Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил вообще отказаться от закупок персонального автотранспорта. И, наконец, Общероссийский народный фронт внес законопроект, ограничивающий стоимость служебных машин 3 млн руб. Победили «фронтовики» — их законопроект был принят Думой в конце прошлого года.

«К сожалению, пока документ дорабатывается ко второму чтению, мы никак не можем повлиять на чиновников, — посетовал Лысаков. – Разве что морально продавить их. Обращаться в Генпрокуратуру, требовать обосновать выбор именно такого автомобиля и так далее. Но это не очень эффективно. Зато, после того как законопроект будет принят, все лазейки окажутся перекрыты».

Депутат объяснил, что 3 млн руб. – верхняя граница, и только госслужащие высокого ранга смогут позволить себе такие дорогие автомобили. 80% чиновников будут ограничены в выборе 1,2 млн руб. «Это, например, Toyota Camry. Большинству ее хватит за глаза», — уверяет Лысаков, добавляя, что исчерпывающий автомобильный «табель о рангах» сейчас готовит Минпромторг.

Однако лидер «Синих ведерок» Петр Шкуматов не уверен, что новый закон поможет делу. По его словам, машину в собственность покупают только «блондинки» государственной службы, а осторожные чиновники давно уже пользуются теневыми схемами.

«Я называю это схемой «такси», законопроект ее не учитывает, — рассказал Шкуматов «За рулем.РФ». – В этой схеме дорогая машина принадлежит какому-нибудь таксопарку, с которым депутат заключил официальный договор на предоставление услуг. По документам все шито-крыто, а по факту подставная контора просто отдает, скажем, BMW X6 в личное пользование чиновнику».

Только ограничение личных расходов госслужащих — представительских, командировочных, транспортных и так далее — сможет решить проблему. «Собственные автопарки министерств пустеют, все перешли на аутсорсинг», — отметил Шкуматов.

Еще одну лазейку в готовящемся законопроекте отыскал председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Для того, чтобы купить автомобиль дороже 3 млн, чиновнику достаточно будет указать «особые технические требования», связанные с целью использования. «На практике это будет означать, что государство закупит не Audi A8 Long за 5 млн руб., а аналогичную бронированную машину за 8—10 миллионов», — отметил он в заявлении, опубликованном на сайте политической организации.

Этот пункт вводился в законопроект, чтобы на законных основаниях закупать для гаража особого назначения лимузины и машины сопровождения проектов «Монолит» и «Кортеж», которые, очевидно, не «впишутся» в 3-миллионную планку. Возможно, что после реализации этих проектов надобность в такого рода контроле над чиновниками отпадет. Компания «Маруся Инжиниринг», участвующая в разработке, заявила, что наряду со специальными машинами будет создан «гражданский» автомобиль класса люкс.

Один из скетчей проекта "Кортеж" по созданию премиального авто для российских чиновников

Можно предположить, что он станет рекомендуемой — а может быть даже единственно возможной — машиной представительского класса для российских чиновников. По крайней мере, о намерении создать автомобиль для бюрократии в рамках «Кортежа» год назад заявлял владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска: «Хотя это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, но и как массовая машина для бюрократии».

Подпишитесь на «За рулем» в