Новые камеры: среднее арифметическое

В Москве появились новые камеры фиксации правонарушений. В отличие от привычных «Стрелок» они определяют не моментальную скорость автомобиля, а среднюю. Что же сулят водителям новые камеры, если эксперимент по их внедрению будет признан удачным?

Сейчас камеры для расчета средней скорости производят в России две компании: «Вокорд» и «Автодория». Если первая давно зарекомендовала себя на рынке видеослежения, то о компании «Автодория» еще год назад никто и не слышал. Однако за короткий срок ее устройства фотофиксации хорошо показали себя на дорогах Татарстана, удостоились похвалы вице-премьера страны, перекочевали на дороги Подмосковья, а теперь вот доб­рались и до столицы. Заметим, что многие такой быстрый взлет «Автодории» связывают с тем, что одним из владельцев компании является жена главы Минком­связи РФ Николая Никифорова. А потому скептически настроенные эксперты заранее уверены в том, что эксперимент признают удачным.

В области до конца года будет установлено несколько десятков новых комплексов контроля: 19 пар камер на Новорязанском шоссе (около населенных пунктов Островцы, Кулаково, Михайловс­кая слобода и после эстакады на Рязанском шоссе), на трассе М-10 «Россия» – 11 камер (возле Химок, Дубинино и Клина), на Горьковс­ком шоссе – пять комплексов, столько же на А-104 «Москва – Дмитров – Дубна». В Москве приборы уже можно наблюдать на Волоколамском шоссе – в поле зрения экспериментального комп­лекса попал участок от МКАД до станции метро «Тушинская».

Знакомые всем «Стрелки» уже давно никого не пугают, ведь места их дислокации хорошо известны и прописаны в большинстве навигаторов

Гениальное – просто?

В наш век нанотехнологий устройство поражает своей простотой – прибор рассчитывает среднюю скорость по школьной формуле «расстояние, деленное на время». По сути, это фотоаппарат с секундомером. Среди плюсов системы – возможность следить за всей дорогой в целом, а не только за конкретными точками. Несколько приборов, расставленных друг за другом, могут сделать даже самую длинную магистраль полностью охваченной средствами контроля. То есть водителям придется не просто притормаживать перед камерой, а придерживаться скоростного режима постоянно. Согласитесь, сейчас такое трудно представить.

У «Автодории» есть и еще один плюс, хотя для водителя это жирный минус – систему не сможет обнаружить ни один радар-детектор. Кроме того, по заявлениям разработчиков, комплексы могут выполнять еще множество функций – отыскивать и помогать задерживать автомобили, находящиеся в розыске, контролировать перевозки, в автоматическом режиме составлять протоколы о нарушениях и рассылать их автовладельцам и даже прогнозировать загруженность дорог в зависимости от дня недели, погодных условий и других параметров.

Законность

Плюсы новых камер – низкая стоимость и возможность непрерывного контроля на протяжении всей дороги. Главный минус – слишком уж много условий, которые должны быть выполнены для точности контроля. Дорог, удовлетворяющих всем требованиям, в Москве, возможно, просто нет

Пока новые приборы вовсю тес­тируют на дорогах, автомобилисты негодуют, как можно штрафовать за превышение средней скорости, если в ПДД даже нет такого понятия. Юристы в Татарстане борются за права водителей, но правосудие пока не на их стороне. В Москве и Подмосковье же на время эксперимента штрафов не предусмотрено. Но что будет дальше? Хотя, возможно, к тому времени этот вопрос решат – депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Александр Васильев уже подготовил законопроект об изменениях в ПДД с намерением включить туда понятие средней скорости. Рассмотрят инициативу в ближайшее время, и депутаты на высшем уровне решат, поставить новым приборам плюс или поставить на них крест.

Мировой опыт

Идею высчитывать не моментальную, а среднюю скорость движения наши разработчики переняли у европейцев. Эта технология действует в таких странах, как Англия, Франция, Италия, Чехия, Австралия, Нидерланды и Швейцария. Причем первыми ее опробовали британцы еще в 1999 году.

По результатам исследований, на дорогах с контролируемой средней скоростью количество погибших и пострадавших в ДТП снизилось в среднем на 77%. В итоге использование подобной системы поддержали 53% населения страны, против же выступили лишь 13%.

Однако не вся Европа так восторженно приняла новую систему контроля дорог – в Германии, например, использование таких камер законодательно запрещено и считается вторжением в частную жизнь, так как они определяют маршрут движения каждого автомобиля.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

− В России всегда придумают, как обмануть систему. «Автодория», например, контролирует только три полосы движения одновременно, а это значит, что либо для лихачеств останется меньше допустимых полос, либо «гонщики» будут просто чаще перестраиваться из ряда в ряд. Кроме того, слишком уж много требований у этой системы, чтобы ее можно было устанавливать повсеместно, – участок дороги должен быть протяженным (от 500 м), абсолютно прямым, без поворотов, а также без перепадов по высоте. Много ли дорог в Москве полностью этому соответствуют? Вряд ли. Даже тот же участок Волоколамки не совсем прямолинеен и совсем уж не равен на всем протяжении по высоте. Так что непонятно, можно ли полностью доверять показаниям прибора, если условия его использования соблюдены далеко не на 100%?

Подпишитесь на «За рулем» в