Мадам на свидании с бюргером

МАДАМ НА СВИДАНИИ С БЮРГЕРОМ

Но что греха таить - они рождаются не на пустом месте. Расхожие представления об автомобиле не менее живучи. Многие нелепости остались в прошлом, но в сознании они по-прежнему служат ярчайшими чертами "национального автомобиля". Впрочем, и сильные стороны обрастают легендами: даже если гордиться давно уже нечем, они поддерживают дух. В общем, мифы всегда намного отстают от жизни. А стереотипы не всегда бывают верны. Давайте проверим это на самых современных примерах: французская " Рено Лагуна" в очном поединке с немецким "Опелем-Вектра". Они близки по габаритам, двигателям, оснащению, да и цене.

СЕДАН ИЛИ ХЭТЧБЕК?

Казалось бы, для российского рынка этот вопрос давно решен. Большие (и не очень) хэтчбеки продаются у нас плохо - предпочтения покупателей явно на стороне седанов. Плюсы изолированного багажника общеизвестны, а его минусы в значительной степени компенсирует складная по частям спинка заднего сиденья. "Опель" предлагает в первую очередь седан и лишь потом хэтчбек GTS со спортивным уклоном. Универсал на базе "Вектры" появится лишь к осени.

У "Рено" свой подход. "Лагуна" доступна в вариантах хэтчбек и универсал, который традиционно именуют по-английски - Estate. Впрочем, отсутствие седанов в этом классе характерно для французских автомобилестроителей. На память приходят только "Рено-21" и " Peugeot 405", 406. "Ситроен" давно предпочитает пятидверные кузова, да и большие и средние "рено" последних лет - предыдущая "Лагуна", "Сафран", "Рено-25" - имеют подъемную заднюю дверь.

Сравним салоны? Пожалуйста. С ростом под два метра на переднем сиденье вполне можно жить. Только обзор вверх для высокого водителя в " Рено Лагуна" похуже - ниже кромка стекла. А если гренадерский рост дополнен молодецкой шириной плеч, то левое почувствует массивность средней стойки кузова. В "Опеле-Вектра" при похожих габаритах подобных проблем не возникает. Точно так же на заднем сиденье - " Рено Лагуна" ощутимо проигрывает по высоте потолка и месту для ступней ног, хотя в целом ее салон длиннее.

Оценив размеры, обратим внимание на стиль и функциональность. "Лагуна" демонстрирует изящные закругленные формы панели приборов, на ней - минимум кнопок. Даже отсек с CD-ресивером закрывается крышкой. Однако можно ездить, не лишая себя удовольствия слушать новости или музыку - управляет системой очень толковый контроллер на рулевой колонке. Небольшой пульт климатической установки в нижней части консоли прост и интуитивно понятен.

Дизайн интерьера "Вектры", напротив, основан на строгих прямоугольных формах. Кажется, не будь нормативов по радиусам закруглений, продиктованных требованиями пассивной безопасности, передняя панель стала бы совсем угловатой. На консоли доминирует музыкальный центр и три "крутилки" климатической установки, средняя из которых по совместительству управляет функциями большого дисплея в верхней части панели. Разобраться во всем этом не слишком сложно, однако назвать алгоритм простым язык не поворачивается. Конечно, чтобы направить воздух на стекло, есть отдельная кнопка, но представьте себе, что вы хотите слегка улучшить его обдув, не забыв подать тепло и в ноги. Для этого уже придется залезть в соответствующий раздел "меню" и внести нужные изменения. Единственное, чем можно утешиться, - в новой "семерке" БМВ все примерно так же.

Кстати, сравнение работы климатических установок наводит на интересные мысли. В " Рено Лагуна" приоритет у человека - система довольно быстро начинает подавать воздух через "печку" и легко корректируется вручную. В "Опеле-Вектра" электроника действует иначе: пока мотор не прогреется до приемлемой температуры, тепла из дефлекторов не жди. Зато потом она наверстывает упущенное время, бодро размораживая заиндевевшие стекла. И еще: при заданных +21°С в "Лагуне" было жарковато, а при +23°С в "Опеле" - довольно прохладно, хотя наружная температура и скорости движения были одинаковы.

ПОПРОБУЕМ НА ОЩУПЬ

Большой пухлый бублик руля " Рено Лагуна" мягок, а строгий четырехспицевый руль "Опеля-Вектра", несмотря на удачную форму, - шершавый и жесткий. Переключение передач, напротив, лучше у "Вектры" - более короткие ходы и лучшая фиксация делают процесс весьма приятным. От случайного включения задней передачи вместо первой страхует традиционное стопорное кольцо на рычаге. Более удачно подобраны на немецкой машине и усилия на педалях, и компоновка педального узла. Хотя последний не без греха на обоих автомобилях. Но если в "Рено" правая нога в зимнем ботинке цепляется за педаль тормоза, то в "Опеле" левую тяжело вытащить с площадки отдыха на сцепление. Впрочем, оговорюсь - справедливо только для достаточно громоздкой зимней обуви.

Следующий пункт в нашем сравнении - сиденье. От него зависит, насколько цельным будет тандем автомобиль-водитель. Результат снова предсказуем. Мягкое кресло "Лагуны" не отличается ни богатством регулировок, ни развитой боковой поддержкой, ни длинной подушкой. Зато можно не слишком концентрироваться на оптимальной посадке и менять позу каждые полчаса. (Или кресло вынуждает делать это?) Пересев в "Вектру", приходится потратить немало времени на подбор оптимальной настройки (благо возможностей здесь побольше), но, найдя ее, понимаешь, что в этой позе сможешь просидеть хоть весь день. Хотя и здесь подушка коротковата.

Что ж, осталось только отрегулировать зеркала - и в путь... Да, " Рено Лагуна" умеет складывать "уши" на тесной стоянке автоматически, а водителю "Опеля-Вектра" придется сделать это вручную, если он опасается, что их повредят проезжие или прохожие. Незамысловатые по форме зеркала "Лагуны" обеспечивают лучший обзор, чем "вектровские" со срезанным верхним углом, но преимущества французской машины тают, стоит вам оглянуться назад (особенно назад и вбок) - толстенные задние стойки загораживают панораму.

Любое движение начинается с троганья. Здесь лидерство за "Вектрой" - у "Лагуны" очень легкая, но неинформативная педаль сцепления, да и двигатель слабоват на "низах". Зато при интенсивном разгоне наша парочка - достойные соперники. Выявить лидера без помощи приборов тяжело, а вот различия в голосах моторов, несмотря на формально одинаковую конфигурацию, отчетливо слышны. "Рено" старается напомнить свои "формульные" успехи, демонстрируя уверенный разгон с 2500 оборотов, заметный "подхват" на 3500 и отличный "саундтрек" спортивного мотора. Даже в срабатывании ограничителя при 6300 об/мин слышатся гоночные нотки.

В противоположность "Лагуне" двигатель "Вектры" наиболее приятен для слуха на низких оборотах, где небезуспешно подражает V-образной "восьмерке". С приближением к красной черте тахометра его голос теряет благородные обертона, становится резким и грубым. Тяговые возможности мотора "Опеля" представляются более высокими, но его преимущество нивелируется "растянутой" трансмиссией. Хотя она позволяет приглушить шум двигателя и экономить бензин на шоссе.

АДАПТАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ!

Мы неспроста отводим работе подвески отдельную главу. И " Опель Вектра", и " Рено Лагуна" оснащены специальной подвеской "для плохих дорог", отличающей их от машин, продаваемых в Европе. Вот только результаты подобной доводки оказались неидеальными. Солидный дорожный просвет " Рено Лагуна" сочетается с отличной плавностью хода. Большие колеса с довольно высоким, по нынешним временам, 60-процентным профилем прекрасно глотают мелкие дефекты покрытия, а длинноходные мягкие подвески справляются с такими ямами, на которые смотреть-то страшно. Впрочем, мягкость эта кажущаяся: автомобиль неплохо противостоит и "волне" на асфальте, убийственной для многих европейских подвесок. И все же, несмотря на выдающуюся плавность хода, подвески "Рено" не назовешь оптимальными. Когда дело доходит до действительно высоких скоростей и не слишком ровных дорог, держать курс на "Лагуне" тяжело, а довольно "острый" руль делает машину резкой и даже пугающей при сбросе газа в повороте.

На этом фоне " Опель Вектра" выглядит полной противоположностью. Жесткие пружины в сочетании с умеренным демпфированием амортизаторов позволяют шутя пролетать дефекты покрытия, однако звуковое сопровождение при этом соответствующее... Бесшумно "Вектра" справляется только с "мелочевкой", все остальное слышно громко и назойливо. На большой скорости чрезмерная жесткость становится еще заметнее - машина дотошно повторяет профиль дороги. Плюс, пожалуй, только один - при быстрой езде " Опель Вектра" остается хорошо прогнозируемым, хотя отнюдь не самым приятным в управлении. В общем, энергоемкость достигнута за счет комфорта - не лучший, хотя и приемлемый для тяжелых условий компромисс. Однако обе машины только выиграли бы, если бы инженерам удалось научить адаптированную "Лагуну" уверенно менять направление, а адаптированную "Вектру" - быть чуть более плавной. Похоже, для этого немного не хватило времени...

"ЗА" И "ПРОТИВ"

Оценивать машины можно по-разному. Отставим дизайнерские ухищрения и разговоры о моде. Если присваивать каждому показателю баллы экспертных оценок, то, за исключением плавности хода и общего акустического портрета, в остальных дисциплинах " Опель Вектра" выигрывает с небольшим, но ощутимым преимуществом. Но включив в восприятие машины эмоциональную составляющую, все оценки придется пересмотреть: шарм " Рено Лагуна" выводит его в лидеры. Как тут не посудачить о прагматизме немцев и жизнелюбии французов...

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Существуют ли автомобильные стереотипы? Это еще вопрос. Современный автомобиль - продукт усилий многих специалистов. Если взглянуть на него пристальнее, то будет видна работа каждой группы инженеров и конструкторов. Их успехи и промахи - результат не только опыта и образования, но и организации, и традиций, в том числе национальных. И все же разница в подходах между самыми "крайними" машинами становится все меньше. Объяснение этому каждый может выбрать по своему усмотрению: мировая интеграция, общие тенденции в конструкции автомобиля или что-то еще...

Что же касается стереотипов, они все-таки есть. В наших головах.

КРАТКИЕ ДАННЫЕ

Opel Vectra 1,8

Выпускается в Германии с 2001 года.

Варианты кузова: седан, хэтчбек, готовится к производству универсал. Передний привод. Механическая или автоматическая трансмиссия.

Комплектации для российского рынка - бензиновые двигатели 1,8 и 2,2 л мощностью от 90 до 108 кВт.

Цена - от $18 790 (комплектация Club) до $20 590 (Comfort). Цена в указанной комплектации - $23 290.

Renault Laguna 1,8

Выпускается во Франции с 2000 года.

Варианты кузова: хэтчбек, универсал. Передний привод. Механическая или автоматическая коробка передач.

Комплектации для российского рынка - бензиновые двигатели 1,8 и 2,0 л мощностью от 89 до 102 кВт.

Цена - от $19 500 (комплектация Expression) до $23 900 (Privilege). Цена в указанной комплектации - $20 500.

Плоско-прямоугольный интерьер "Вектры" похож на офис - в нем хорошо работать, но не жить.

Приборная панель проста и удобна.

Сзади в "Вектре" чуть просторнее в высоту, но пара подголовников все равно маячит в зеркале.

"Квадратная" тема продолжена под капотом. Мотор серии ЭКОТЕК (1,8 л, 90 кВт/

122 л. с.) тяговит на низких и средних оборотах, но на высоких обнаруживает достаточно резкий голос.

Благодаря широко разнесенным фонарям багажник получил широкий проем, что обеспечило отличный доступ.

Мотор "Лагуны" (1,8 л, 89 кВт/120 л. с.) демонстрирует спортивные нотки в голосе и повадки в характере.

Узкое заднее стекло и массивные стойки заметно ограничивают обзор через внутреннее зеркало.

Интерьер "Лагуны" весьма стильный и симпатичный. Аудиосистему можно спрятать под крышкой, слева - кнопка пуска двигателя, внизу - слот для магнитного ключа.

Центральное место на приборном щитке отдано второстепенным указателям и пиктограммам.

Сзади - довольно низкий покатый потолок и ограниченное пространство для ступней.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Renault Laguna

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв