Lada Granta, Renault Logan, ZAZ Chance: не переключайтесь!

Примерно половину автомобилей продают в России с автоматической коробкой. Даже недорогие машины вроде «Гранты», «Шанса» и «Логана» теперь щеголяют автоматами, сделавшими их гораздо удобнее и практичнее.
ZAZ Chance, Lada Granta, Renault Logan

Еще пару лет назад априори считалось, что доступный автомобиль должен быть с механической коробкой передач; 5-ступенчатая механика – вот их удел! Карма такая, и всё тут. Однако сейчас ситуация резко поменялась. Сначала автомат установили в «Логан», чуть позже – в украинский «Шанс», а теперь и «Гранту» предлагают с АКП. У всех трех простенькая 4-ступенчатая конструкция. Грех не сравнить эти машины друг с другом.

ЗАЗ ШАНС

Совсем недавно седанчики из Запорожья были фаворитами российского рынка, теперь от былой популярности не осталось и следа. Мало того, на момент теста выпуск «Шанса» и вовсе приостановили: из-за резкого сокращения спроса произошло затоваривание на заводе. Почему соотечественники остыли к недавнему бестселлеру? Причин тому несколько. Это и введение утилизационного сбора, и появление более свежих конкурентов, и затягивание с обещанным рестайлингом («Шанс» действительно старомоден на фоне соперников).

Дизайн «Шанса» безбожно устарел, а криво установленный руль без регулировок – прошлый век.

Садишься в салон – и сразу понимаешь, что выпускается модель не первый год. Точнее, полтора десятка лет, и это чувствуется. Скромный дизайн, теснота, огрехи эргономики. Рулевая колонка, например, стоит неровно – левая часть обода руля ближе к панели приборов, чем правая. Ну куда это годится! К тому же баранка лишена регулировки, хотя фирменный буклет ее обещал. Щель в бардачке с пол-пальца не добавляет хорошего настроения. Единственное светлое пятно в салоне – накладки под алюминий на кулисе и селекторе автомата.

В отличие от версий с механикой, в этом ЗАЗе есть тахометр. А надо бы наоборот.

Динамика «Шанса» не будоражит. Зато стартует «Запорожец» без тряски и дерготни. И мотора почти не слышно. Но это если ехать вполпедали. А захотел ускориться – машина тут же скисает: шума много, толку чуть. Не обошлось и без конфуза: при плавном торможении с максимальной скорости «Шанс» неожиданно заглох. Закономерность или случайность? Видимо, последнее, поскольку такое не повторялось. Но осадочек остался.

Автомат «Шанса» позаимствован у «Шевроле-Авео» прошлого поколения. Работает неплохо, но доплата слишком высока.

Привлекла внимание кнопка Hold рядом с рычагом. Нажал, и машина взялась стартовать слишком вяло. Оказалось, в этом режиме коробка использует исключительно третью передачу. Зимой, на обледенелых дорогах, функция нелишняя.

Это не подголовники, а лишь намеки на них. К тому же их всего два.

Подвески пасуют перед ямами и при этом изрядно гремят, удары даже от мелочовки проходят на баранку. В общем, за рулем украинского седана не возникает ощущения надежности и уверенности в завтрашнем дне. Кажется, что потрясешься так месяц-другой – и машина начнет сыпаться. Словом, беспечные деньки для «Шанса» на исходе. Время берет свое: автомобиль заметно устарел и на прежние рыночные позиции вряд ли вернется. Даже автомат не поможет.

ГАРАНТ ДЛЯ «ГРАНТЫ»

АВТОВАЗ всегда отличался консервативностью по отношению к коробкам передач. Переход «Жигулей» с 4-ступенчатой механики на 5-ступенчатую произошел только в 1990-е годы, и это преподносили как невероятный прогресс. Об автомате волжане тогда и не заикались. Лишь спустя почти полтора десятка лет из Тольятти пошли слухи о работе над новым для них типом трансмиссии. Поговаривали, «лады», мол, оснастят 7-ступенчатым автоматом российской (!) разработки. Однако этот проект вскоре затух.

У «Гранты» среди всех «лад» самый удобный и современный салон.

Потом на волне сотрудничества с «Рено» вазовцы присматривались к французской коробке DP0. Однако в конечном итоге выбор пал на агрегат JF414E японской фирмы «Джатко». Она, кстати, на 75% принадлежит другому партнеру волжан – «Ниссану». Этот 4-ступенчатый автомат выпускают почти четверть века, он заслужил репутацию беспроблемного и неприхотливого (сдается, это будет самый надежный узел «Лады»). Пока им снабжают только «Гранту», однако в дальнейшем его получит и «Калина».

Симпатичный прорезиненный селектор автомата – украшение интерьера «Гранты».

Запрыгнув в уже знакомый салон, сразу отметил удачный дизайн селектора автомата. Да и на ощупь он весьма приятный. При перемещении по прорези не загораются лампочки индикации, зато есть подсказки на панели приборов. И наконец-то на переднеприводной «Ладе» нет мучений с выбором передачи! Поставил рычаг в D – и забыл про хруст механики и невнятный привод сцепления. Не одно поколение россиян об этом мечтало. С машиной больше не надо бороться, сел и поехал. Причем поехал хорошо: разгоняется автоматическая «Гранта» бойко, без промедлений и задержек. С удовольствием раскручивает двигатель до красной зоны, а при резком нажатии на акселератор коробка сбрасывает сразу две передачи. Выйти на обгон при 100 км/ч – не проблема. В общем, чувствуется, что автомат настроен под активное вождение, а не под максимальную экономичность. Если нажать кнопку Overdrive Off, машина перестает переключаться на четвертую. Есть еще возможность задействовать режим 1 или 2, в которых коробка ограничивается работой на этих передачах.

В отличие от конкурентов по тесту, номер включенной передачи в «Ладе» отображается на панели приборов даже в режиме D.

Кстати, автомат устанавливают только на «гранты» с максимальным для модели 16-клапанным 98-сильным мотором. Отсюда и хорошая динамика. При этом расход топлива умеренный: в среднем 9,5 л/100 км. Другое дело, что «Ладу» завод требует заправлять 95-м бензином, в то время как конкуренты могут довольствоваться и 92-м. Учитывая российское происхождение автомобиля, такая привередливость к топливу кажется странной.

Основная претензия к «Ладе» – высокий уровень шума. Громче, чем хотелось бы, гудит силовой агрегат. В пробках скрип тормозов способен извести даже самых терпеливых. На сравнительно ровном асфальте из недр центральной консоли доносится треск, будто там кто-то щелкает кастаньетами. Шумоизоляция кузова слаба: гавкнет рядом собака, а внутри слышишь лай, словно тебя вот-вот укусят.

Сзади довольно просторно, однако во втором ряду шумно.

За низкую цену «Гранте» можно было бы простить многое. Помните, вначале ее преподносили как машину из сегмента лоу-кост? Вскоре после дебюта она подорожала. А потом еще раз. Словом, теперь покупка «Гранты» не кажется бесспорно привлекательной. За такие деньги не хочется мириться с небрежной сборкой и невысоким уровнем комфорта. Вот если бы подорожание было вызвано повышением потребительских качеств и надежности, тогда вряд ли кто кинул бы в вазовцев камень. Увы, повышения этого как-то не видно. А жаль. Ведь «Гранте» надо совсем немного подтянуться, чтобы выступать на равных с недорогими иномарками.

ГОДА НЕ БЕДА

«Рено-Логан» – завсегдатай тестов ЗР. Сейчас в нашем распоряжении версия с автоматической трансмиссией DP2, которая появилась лишь под занавес карьеры первого «Логана». Но, несмотря на грядущую смену поколений и доплату в 34 000 рублей, такая модификация расходится на ура.

Салон «Логана» пока не устарел, однако некоторые эргономические особенности напрягают. В частности, кнопка клаксона в торце подрулевого переключателя.

Салон «Рено» хорошо знаком, однако кое-что новое в нем нашлось. С недавних пор французы устанавливают более современную аудиосистему – с «блютусом» и пультом дистанционного управления, по фирменной традиции закрепленным на рулевой колонке. Жаль только, качество звучания по-прежнему тусклое. Своеобразные передние кресла не изменили – сидишь высоко, словно на барном стуле. Зато, в отличие от соперников, у «Логана» они регулируются в вертикальной плоскости. Несмотря на ряд эргономических проколов, салон «француза» самый удобный. Да и по простору вне конкуренции. А еще в «Рено» тише всего: чувствуется европейская порода!

«Рено»: номер включенной передачи отображается только в ручном режиме.

Но смотрю на массивный и неэстетичный рычаг автомата – и кипячусь: что мешало сделать его поэлегантнее? Подобные формы уже лет двадцать как вышли из моды. И селектор перемещается по пазу с толчками. Но больше вопросов не возникло. «Логан» плавно берет старт и так же чинно-благородно (по меркам своего класса, естественно) набирает ход.

Селектор «Логана» архаичный, словно снят с автомобиля 20-летней давности.

Субъективно разгон медленнее, чем у «Гранты» (даром что мотор мощнее), но резвее, чем у «Шанса». Главное – не суетиться, и тогда «Рено» пленит вас комфортом. Ежели начнете спешить, идиллия улетучится: автомат начнет раздражать задержками. В этом случае лучше перевести его на ручное управление (которого у конкурентов, кстати, нет). Покачивая рычаг вперед-назад, можно заставить машину ехать активнее. Между прочим, в этом режиме предусмотрена так называемая защита от дурака – при достижении красной зоны коробка переходит на повышенную передачу. Такое решение должно благотворно отразиться на надежности агрегата. Хорошо, если так, ведь коробка DP0, на основе которой сделан DP2, долговечностью не отличалась.

Задний диван – самый просторный. По запасу пространства «Логан» даст фору авто классом выше.

Ехать на «Логане» приятнее всего: не шумит, руль радует обратной связью, крены невелики. А уж как здорово его подвески справляются с буераками – прямо мерседесовская плавность хода! Довести до пробоя, кажется, невозможно. Словом, на фоне соперников это – Автомобиль. Он уверенно победил в нашем тесте. А ведь уже скоро начнутся продажи «Логана» нового поколения (подробности – в этом номере ЗР). Причем, как обещает производитель, стоить второй «Логан» будет на уровне нынешнего. Есть предчувствие, что его соперникам придется несладко.

ШАРОМ ПОКАТИ

Еще недавно сегмент машин стоимостью до 500 000 рублей охватывал с десяток различных моделей с автоматом. Сейчас былого выбора нет. Инфляция!

Chevrolet Spark

Kia Picanto

С автоматом совмещается 1,2-литровый 85-сильный двигатель. В начальной комплектации цена стартует с 499 900 рублей. «Пиканто» удивляет не по размерам «взрослым» дизайном, а также наличием множества роскошных опций вроде подогрева руля.

Hyundai Solaris

МНЕНИЕ НОВИЧКА

Поскольку машины с автоматической трансмиссией чаще предпочитают дамы, мы попросили нашу хорошую знакомую Ольгу Максимову оценить тестовые автомобили. Сама она ездит на служебном «Логане» с механикой, а с автоматами вовсе не сталкивалась. Тем интереснее узнать ее мнение!

RENAULT LOGAN

Благодаря высокому кузову в «Логан» очень удобно садиться – пригибаться почти не приходится.

Ух ты, оказывается, с автоматом управляться очень просто – зря боялась. Привыкла моментально. Удивительно, но рука к рычагу даже не тянется, – ощущение, будто всю жизнь ездила с такой коробкой. Очень удобно! Вообще-то, с механикой я управляюсь легко, но мне некомфортно переключаться на пятую: далеко тянуться, приходится отвлекаться от дороги. С автоматом же неудобство снимается. Хотя бы ради этого стоит за него доплатить! По мне, 35 000–40 000 рублей за такую трансмиссию вполне можно выложить. Если больше – подумаю.

LADA GRANTA

«Гранта» показалась громоздкой. Из-за длиннющего багажника парковаться неловко.

Понравилось рулевое управление: вращая баранку, прикладываешь минимум усилий. Но почему шумоизоляция совсем слабая? В салоне стоит такой гул, что хочется воткнуть беруши. Да и «сверчки» голосят неожиданно громко для новой машины. Динамика у «Гранты» хорошая, разгон бодрый. Только на высокой скорости автомобиль кажется не очень устойчивым, его заметно пошатывает от бокового ветра. В целом «Лада» производит неплохое впечатление. Я от такой машины не отказалась бы, но при условии, что она будет тысяч на сто дешевле «Логана».

ZAZ CHANCE

В «Шансе» мне некомфортно: слишком тесно, передняя панель будто давит, а руль из-за отсутствия регулировок нельзя сдвинуть повыше.

В этом автомобиле мне тесно: передняя панель прямо-таки давит, а руль нельзя отодвинуть. Но кресло тут самое удобное. Расположенное слишком близко салонное зеркало загораживает едва ли не половину ветрового стекла. Чтобы придавить акселератор, усилий прикладывать не надо – педаль легкая. Однако динамика скромная. К лихачеству эта машина не располагает. Да и подвески гремят. Но самый большой недочет – зуд на педали газа, ехать очень неприятно. Уже только поэтому «Шанс» я не выбрала бы.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Юрий Тимкин:

«Вполне ожидаемо «Логан» оказался сильнейшим в нашей троице. Однако и «Гранта» не промах! Ей бы шумоизоляции добавить и подтянуть качество сборки. Сколько лет мы говорим об этом, когда речь заходит о вазовской продукции… А «Шанс» устарел окончательно. Даже отмена утилизационного сбора вряд ли поможет вернуть былой спрос».

ZAZ Chance, Lada Granta, Renault Logan

Благодарим автосалон «Темп Авто Балашиха» за предоставленную на тест «Ладу-Гранта».

Подпишитесь на «За рулем» в