«Соллерс»: патриотическая поэма

Становление и развитие этой компании неразрывно связано с именем ее основного владельца – Вадима Швецова. Роль личности в истории «Соллерса» оценивает автор.

В историю российского автопрома вписали свое имя и другие люди, которые с нуля создавали в нашей стране крупнейшие предприятия, но, пожалуй, именно Швецов сумел не только построить собственную автоимперию, но и больше других повлиял на развитие всей отрасли. А началось все в конце 1980-х, когда студент Московского института стали и сплавов Вадим Швецов во время практики подрабатывал на Череповецком металлургическом комбинате. Он родом из этого города. Довольно быстро сделал карьеру – в начале 1990-х он уже был коммерческим директором, затем стал генеральным директором компании «Северсталь-Инвест». В 1993-м «Северсталь» акционировали.

В «Северстали» Швецов отвечал за сбыт металла, а также другой продукции, которую комбинат получал по бартеру от своих потребителей. Одним из крупных партнеров «Северстали» по бартерным сделкам был Ульяновский автомобильный завод. Швецов к тому времени получил степень MBA (Master of Business Administration) университета Нортумбрия (Великобритания) и твердо уверовал, что вертикальная интеграция (в этом случае – схема «от руды до автомобиля») поспособствует развитию бизнеса. Он сумел убедить своего друга и партнера Алексея Мордашова, основного владельца «Северстали»: надо покупать автозаводы!

Ульяновский автомобильный пришел к рубежу тысячелетий в плачевном виде. К тому времени он уже три десятка лет клепал только «козлы» и «буханки» – УАЗ-469 и УАЗ-2206. Качество машин было низким, сам завод – безнадежно убыточным. В 2000-м годовые издержки достигли почти 1 млрд. рублей. Поэтому и стоил завод недорого. В октябре того же года металлургический холдинг завладел УАЗом, а вскоре и Заволжским моторным заводом.

Новому хозяину УАЗа пришлось несколько раз поменять команды управленцев, конструкторов, технологов, чтобы добиться результатов. Весной 2002 года на базе приобретенных активов создали ОАО «Северсталь-авто». Генеральным директором новой компании стал Вадим Швецов.

В этом году на заводе «Соллерс-Елабуга» приступили к сборке фургонов «Форд-Транзит».

ВЫРАСТИТЬ «ПАТРИОТА»

Предприятие к 2004 году реструктурировали, снизили издержки и даже, как уверяли новые владельцы, сделали его прибыльным. Немного взбодрив старого вояку УАЗ-469 и украсив его шильдиком HUNTER, пустили на рынок обновленного «козла». Увы, от многих родовых болезней армейский вездеход не избавился.

Следом за «Охотником» через год миру явился «Патриот»: старые отечественные разработки сдобрили зарубежными комплектующими. На этом примере стало понятно, что создать и освоить в одиночку совсем новую модель на УАЗе невозможно. Иностранных партнеров Швецов искал в тех же сегментах рынка, в которых работал УАЗ, – среди производителей вседорожников, коммерческих автомобилей. Но крупные игроки считали, что обойдутся и без россиян. Поэтому «Северсталь-авто» обратил взор на небольшие, но амбициозные компании. Увы, первые переговоры с индийской «Махиндра и Махиндра» закончились ничем.

А вот с другим потенциальным партнером Швецову повезло: в начале 2005 года заключили договор с небольшой южнокорейской компанией «СанЙонг» о сборке в РФ ее вседорожников. Впервые в российской практике отечественная компания подписала лицензионное соглашение о производстве автомобилей иностранного бренда на собственных мощностях.

Но работать с иностранным партнером было неловко прежде всего из-за слабой российской законодательной базы. Надо отдать должное энергии Вадима Швецова: он подготовил свод правил – не только для себя, но и для других российских компаний, которые тоже искали себе зарубежных компаньонов. Знаменитое постановление правительства РФ № 166, заложившее основу промсборки, подписали в 2005 году. Тогда же повысили пошлины на импортные автомобили с 25 до 35% и предложили иностранцам строить свои заводы в России.

Сегодня основа модельного ряда завода «Соллерс-Дальний Восток» – кроссоверы «Мазда СХ-5» и «СанЙонг-Актион».

Для развития бизнеса требовались серьезные инвестиции, и в 2005-м Вадим Швецов сделал свою компанию публичной. С тех пор ее акции котируются на бирже. Тогда «Северсталь-авто» привлек 1,8 млрд. рублей, которые сразу направили на приобретение и модернизацию ЗМА в Набережных Челнах. Там и запустили сборку корейских вседорожников.

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

В 2007 году владелец «Северстали» Алексей Мордашов из автомобильного бизнеса вышел. Его пакет акций «Северсталь-авто» – 49,3% – купил Вадим Швецов, до этого он владел всего 8,3%. В 2008 году из названия автомобильной компании убрали даже упоминание о ее металлургических корнях: она стала называться «Соллерс» (лат. sollers – изобретательный).

Грянул кризис, но Швецов духом не пал и придумал выход: вместе с коллегами предложил правительству объявить новые правила промсборки, по которым иностранные концерны могут получить льготы в обмен на выпуск более 300–350 тыс. авто в год, создание в стране моторных заводов, научно-технических центров. Можно предположить, что проект постановления писали под будущее СП «Соллерс-Фиат», но условия оказались интересными как минимум для четырех крупнейших в РФ автопроизводителей.

Кое-кто связывает успехи молодого топ-менеджера с покровительством родственников в правительстве: тесть Виктор Христенко много лет возглавлял Минпромторг, а жена Христенко Татьяна Голикова была министром здравоохранения. Да и ныне в Минпромторге немало выходцев из компании «Северсталь-авто». Пару лет назад ФАС РФ проводила расследование одного из тендеров. Федеральное медико-биологическое агентство (в структуре Минздрава) купило свыше 1,5 тыс. карет скорой помощи на базе «Фиата-Дукато», произведенных «Соллерсом». Скрытого интереса в сделке не нашли.

Глава «Соллерса» В. Швецов (за рулем) показывает министру промышленности В. Христенко (слева) новый завод в Елабуге (2008 год).

ПОД САПОГОМ

В начале 2000-х концерн «Фиат» едва избежал банкротства – тут не до экспансии на новые рынки. Когда ситуация выправилась, все конкуренты уже работали в России. Итальянцы тоже засобирались к нам, и «Соллерс» радушно принял иностранцев.

Бизнес развивался успешно, итальянские авто в две смены собирали в Набережных Челнах и Елабуге. Планы впечатляли масштабом: выпускать ежегодно до 500 тыс. машин различных классов. Для развития проекта правительство России гарантировало предоставление колоссального и практически беспроцентного кредита – 2,1 млрд. евро. Но в последний момент сделка сорвалась (подробнее об этом – ЗР, 2012, № 7). Год назад сборка итальянских моделей в Елабуге и Набережных Челнах прекратилась.

Спустя несколько минут после сообщения о разрыве партнерства с итальянской компанией «Соллерс» объявил о создании совместного предприятия с «Фордом». Распределение долей в СП – 50 на 50. Инвестиции в проект до 2020 года должны составить не меньше 1,4 млрд. долларов.

НА ВОСХОДЕ СОЛНЦА

Правительство давно (и не слишком успешно) призывает бизнес, как российский, так и зарубежный, создавать новые предприятия на Дальнем Востоке. Получив 1,8 млрд. рублей льготного кредита от Внешэкономбанка, «Соллерс» в 2009 году развернул производство вседорожников «СанЙонг» в цехах бывшего «Дальзавода». Транспортные расходы минимальны. Суда с деталями плывут из Кореи всего двое суток. А от причала до цехов – 200 метров. Одна беда: не жалуют пока во Владивостоке корейские авто. Поэтому их отправляют в европейскую часть России, пользуясь государственной дотацией на транспортировку.

Тем не менее проект посчитали удачным, коль скоро к нему подключились и другие компании. На «Дальзаводе» уже собирают «Мазду СХ-5», на очереди «шестерка» и «Тойота-Ленд Крузер Прадо». В общей сложности во Владивостоке скоро будут выпускать до 120 тыс. автомобилей трех марок.

САМ СЕБЕ КОМАНДИР

Этой осенью неожиданно для многих Швецов стал гендиректором УАЗа, сохранив пост главы «Соллерса», – «в связи с необходимостью разработки дальнейшей стратегии развития», как пояснили в компании. Для посвященных стало ясно: владелец компании желает быстро найти мощного партнера самому старому из своих заводов. Будущий компаньон должен поделиться с УАЗом платформой для новых вседорожников. Сам генеральный рассчитывает начать производство новых моделей уже в 2015 году.

Схема открывается в полный размер по клику мышки.

НАША СПРАВКА

Группа «Соллерс», по данным рейтинга «Эксперт-400», по итогам прошлого года занимает 98-е место среди всех российских компаний; чистая прибыль – 4,6 млрд. рублей, темп прироста – 25,8%. И это без учета результатов работы совместного предприятия с компанией «Форд мотор», которая занимает в том же рейтинге 92-е место!

В компанию «Соллерс» входят: Ульяновский автозавод, Заволжский моторный завод, заводы «Соллерс-Набережные Челны», «Соллерс-Елабуга», «Соллерс-Дальний Восток». Компания создала совместные предприятия с концернами «Форд», «Мазда», «Мицуи». Выпускает автомобили под марками УАЗ, «Форд», «Мазда», а также «Исудзу» и «СанЙонг» (по лицензии). В 2011 году продажи автомобилей составили 115,7 тыс. штук. Генеральному директору компании Вадиму Швецову принадлежит 58% акций компании, остальные находятся в свободном обращении.

Подпишитесь на «За рулем» в