Технологии БМВ: торжество экологии

Еще несколько десятков лет назад было модным стремиться к высоким результатам – наращивать максималку или выжимать дополнительные киловатты мощности. Сейчас автомобильные концерны все чаще играют на понижение, упирая на сокращение расхода топлива и количества вредных выбросов. Какие козыри в колоде у БМВ?
Вскоре серийные БМВ будут давать рекомендации по экономичному вождению (правый нижний угол комбинации приборов). В данный момент компьютер рекомендует водителю снять ногу с педали газа: предстоит поворот со снижением скорости, до которого можно доехать и накатом. Источник данных об особенностях дороги – навигационная система.

С момента предыдущего отчета БМВ о технологии эффективной динамики (ЗР, 2011, № 6) прошло почти полтора года. Список моделей, выбрасывающих менее 120 г/км CO2, с того времени вырос с 19 до 30 позиций. И нет сомнений в том, что к следующей встрече с журналистами баварцы покорят новые высоты. Залог успеха – семейство двигателей, построенных из универсальных пол-литровых цилиндров, мощностью до 50 кВт каждый.

ИСКУССТВО МАЛЫХ ФОРМ

Начать решено с минимума – новый трехцилиндровый мотор готов хоть завтра пойти в серию. Конечно, фанатам марки будет нелегко смириться с такой неполноценностью. Впрочем, несведущий человек недостатка цилиндров никак не заметит. Имплантированный под капот хэтчбека первой серии бензиновый образец выдает 180 л.с. и лихо носит «копейку» по дорожкам полигона, ограниченным конусами. Короткость прямиков не помешала разгону до 150 км/ч, после которых задор двигателя отнюдь не заканчивается. Звук у новичка что надо. Баварцы уверяют: никаких синтезаторов, только живой голос.

Основными носителями трехцилиндрового мотора станут переднеприводный однообъемник и следующее поколение «Мини». Его получат также БМВ 1-й и, возможно, 3-й серий.

Подчеркивая важность именно универсального цилиндра, а не двигателя в целом, в БМВ предпочитают давать характеристики в пересчете на 500 кубиков. Бензиновый «котел» будет выдавать от 40 до 70 л.с. и от 60 до 90 Н.м крутящего момента, дизельный – от 27 до 60 л.с. и от 75 до 100 Н.м. Разброс обусловлен давлением наддува и количеством нагнетателей.

Полуторалитровые двигатели рождены сразу в двух версиях: бензиновой и дизельной. Их заводские обозначения – B38 и B37 соответственно. Пока баварцы не сформировали линейку, однако рискнем предположить, что каждый мотор предстанет в трех-четырех исполнениях, с мощностью в диапазоне от 100 до 220 л.с. Трехцилиндровый двигатель уравновешен с точки зрения сил инерции первого и второго порядков. А вот с их моментами приходится бороться, для чего и устанавливают балансирный вал. Остаток колебаний гасят опоры силового агрегата. В результате вредные вибрации не доходят до кузова, а водитель не ощущает даже легкой дрожи.

Число общих деталей у бензиновых и дизельных моторов с одинаковым количеством цилиндров доходит до 40%. Их алюминиевые блоки тоже унифицированы. А среди моторов, работающих на одном типе топлива и различающихся лишь числом цилиндров, унификация приблизится аж к 60%.

Под капотом БМВ 1-й серии короткий агрегат максимально сдвинут назад, он почти полностью уместился за передней осью. Новичок легче прежнего 1,6-литрового турбомотора на 10 кг.

ГАДАНИЕ НА КАРТАХ

Еще одна новинка превратилась из концепции в действующий образец. Речь идет об автоматической коробке передач с упреждающими переключениями. Получая данные от навигационной системы о предстоящих спусках, подъемах и поворотах, блок управления трансмиссией заранее включает оптимальную ступень. Это обеспечивает максимальный контроль над машиной и отличное ускорение после прохождения сложного участка. В перспективе пищу для размышлений электронике подбросит и радар, установленный на носу автомобиля. Кроме того, поведение коробки зависит от выбранного водителем режима. В зеленом «экопро» приоритетом станет топливная экономичность, в драйверском «спорте» – максимальное ускорение.

Новинку мы также испытали в действии. Жаль, носитель баварцы подобрали не самый подходящий. Эта опция будет полезна на моделях с не самым мощным двигателем или мотором с узким рабочим диапазоном. А табуну в 450 «лошадей», живущему под капотом БМВ-750i, абсолютно наплевать на то, какая передача включена. За отменной шумоизоляцией и плавностью хода моменты переключений вылавливали по колебаниям стрелки тахометра.

Инженеры утверждают, что «эко-про» экономит до 25% топлива по сравнению с «комфортными» и «спортивными» настройками. Верить этому можно, но с одной оговоркой (она, скорее всего, выпала из контекста): такая экономия достигается при определенных условиях движения. Если сравнивать средние расходы в разных режимах, то разница вряд ли превысит 5%.

ЭКОНОМИЯ НА СПИЧКАХ

К делу борьбы за снижение топливного аппетита подключили навигацию. Наряду с привычными самым коротким и самым быстрым маршрутами она предложит вариант с наименьшим расходом горючего. При расчете программа учтет топографические особенности дорог.

Предсказания системы навигации поступают и в блок управления двигателем. Анализируя маршрут, она заранее корректирует рабочую температуру мотора. Перед въездом в городскую черту градус повышается ради лучшей эффективности. До выезда на магистраль мотор, наоборот, охлаждают, чтобы обеспечить лучшую динамику разгона. Неоднозначное решение. Ведь обычная система тоже подстроится под условия езды – разговор идет о секундах. Неужели выгода столь существенная и окупает эту функцию? Жаль, что конкретные цифры, показывающие разницу в расходах, на презентации так и не прозвучали.

Похвально стремление разработчиков сделать мир чище, а автомобили – экономичнее. Главное, чтобы предпринимаемые меры оказывались по-настоящему действенными. Или, по крайней мере, техническая составляющая вызывала живой интерес. А то ни пользы, ни рекламы. И стоит ли тогда эта игра свеч?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Никакими технологиями владельцев трехцилиндровых БМВ не обделяют. Здесь и фирменная система управления подъемом клапанов «валветроник», и непосредственный впрыск топлива, и турбонаддув. Последний на маленьких моторах будет исключительно одноступенчатым.

Затраты энергии на движение электромобиля сопоставимы с ресурсами, направленными на обогрев пассажиров. БМВ предлагает на роль источников тепла инфракрасные элементы, вмонтированные под панели отделки. Они эффективны, бесшумны и исключают появление сквозняков. Наконец, нет необходимости отапливать весь салон, можно включить обогрев только вокруг занятых кресел. Потребление энергии такой системой инженеры обозначают туманно: несколько сотен ватт. Да и о перспективах серийного производства пока ничего не слышно. Это наводит на мысли, что решение не вполне безупречно.

Неотъемлемой частью презентаций в рамках концепции эффективной динамики служат отдельные элементы конструкции, сбросившие вес благодаря новым материалам. В число перспективных попали пластики, армированные стекло- и углеволокном, цинковая пена. Экономия массы может достигать 40% при аналогичной или лучшей прочности. Сэкономить килограммы можно и не отказываясь от привычной стали. Благодаря интегрированным шарнирам и уменьшенной толщине панелей обновленный каркас «комфортных» сидений БМВ 7-й серии (справа) сбросил 3 кг массы из прежних двадцати.

В лабораториях БМВ система управления высотой подъема клапанов «Валветроник» превзошла по диапазону эффективной работы примененную конкурентами-земляками систему с отключением половины цилиндров. Для иллюстрации преимуществ своей системы БМВ использует забавный рисунок. Обычную работу мотора символизируют восемь горящих светильников.

Подпишитесь на «За рулем» в