Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT: сухой паек

Кроме бензина, на борту этого микроавтобуса есть и «сухое» горючее - сжатый природный газ. Мы поездили на том и на другом, но разницы в поведении машины так и не нашли.
Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT

Если бы не расписные борта этого «Спринтера», на него, пожалуй, никто не обратил бы внимания – «триста шестнадцатые» на дороге не редкость. Но я-то знаю: эта машина необычная. Дело в том, что ее двухтопливный двигатель одинаково хорошо приспособлен для работы на бензине и на сжатом газе. Причем предпочтения чему-то одному нет – я имею в виду двигатель. Мое же очевидно: конечно, газ! Аргумент в его пользу простой и железный – расходы на горючее сокращаются более чем вдвое!

Говорят, двигатель, работая на газе, теряет около 15% мощности. Это справедливо, когда газовую аппаратуру устанавливают на мотор, изначально спроектированный под бензин. Но природный газ обладает куда более высокой антидетонационной стойкостью, поэтому при сохранении «бензиновой» степени сжатия (а она при переходе с одного топлива на другое, разумеется, не меняется) вполне можно использовать наддув.

Этот прием использовали на битопливном «Спринтере» – двигатель оснастили механическим нагнетателем, а электроника управления двигателем следит за согласованной работой наддува, системы питания и охлаждения. Кроме того, теплотворная способность метана составляет 13175 ккал/кг, а если учесть, что его плотность равна 0,71 кг/м³, то получается, что в одном кубометре содержится 9354 ккал. Бензин чуть менее «энергичен»: в нем 10 572 ккал/кг, или 7718ккал/л. Отсюда и больший пробег на газе при одинаковом с бензином массовом расходе.

И газовый штуцер, и бензиновая горловина расположены под одним лючком.

Только для хранения на борту сжатого до 200 атм газа нужны соответствующие емкости. Здесь их шесть: три стальных баллона поперек под задним свесом и три вдоль в пределах базы, общим объемом без малого 300 л. Весит это железо немало – вместе с сопутствующим оборудованием 335 кг, но для довольно большого автомобиля это не столь существенно. Зато запас хода на газе и бензине (его в баке 100 л) 1000–1200 км.

В салоне девять мест, включая водительское, что формально позволяет управлять машиной обладателю категории В. Но если немного пожертвовать комфортом и кресла расставить по-хозяйски, как в «Газели»-маршрутке, то пассажиров войдет в два раза больше. При этом ходить по оставшемуся коридору можно в полный рост – потолок высокий.

Рабочее место водителя организовано очень удобно (в «Мерседесе» по-другому и не бывает!). Минимум кнопочек и крутилочек, столь модных в современных машинах, но все, что нужно, есть, и как раз там, где и должно быть. Компактный рычаг коробки передач «растет» из панели приборов, и из-за руля можно легко пройти в салон.

Вынуть сиденья и превратить салон в грузовой фургон – дело нескольких минут.

Все по-автобусному просторно и вместе с тем функционально. Те же автобусные манеры и в движении. Суетливые перестроения из ряда в ряд такой машине не к лицу, хотя при желании удаются без труда – обзор во все стороны отличный, динамики достаточно что на газе, что на бензине, а подвеска не допускает угрожающих кренов. Переход с одного топлива на другое и какие-то изменения в поведении машины уловить невозможно.

Пресс-релиз и коллеги-журналисты утверждают, что эффект достигнут благодаря поочередному, а не одномоментному переходу цилиндров на другое топливо. А разве может быть как-то иначе? Есть порядок работы цилиндров, который и предписывает очередность. Быстрее, чем за два оборота коленвала, никак не получится. Определить, на чем работает мотор, можно лишь по клавише «газ-бензин» на панели приборов. Кстати, пуск, независимо от ее положения, происходит на бензине, с последующим автоматическим переключением на газ, если выбран именно этот режим.

Единственное внешнее отличие от обычного «Спринтера», кроме шильдика NGT (Natural Gas Technology) на задней двери, – запаска в салоне, притулившаяся в уголке за последним рядом сидений. Ее штатное место под задним свесом занято баллонами с газом. Но, похоже, в штатной комплектации запаски нет вовсе: в ящике под пассажирским сиденьем лежит ремкомплект для экспресс-ремонта шин – баллончик с герметиком и компрессор.

В заводской комплектации вместо запаски – ремкомплект, но его возможности сильно ограничены.

Замечу, что запаска все же понадежнее – едва попробовал примерить компрессор, как его наконечник развалился прямо в руках. Уж не в китайском ли кооперативе заказывали этот аксессуар? Запаска же, пусть и занимает место в салоне, вселяет куда больше уверенности. Впрочем, это к особенностям газобаллонного автомобиля не относится.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Mercedes-Benz Sprinter (10)

— Ужасный автомобиль, не советую.
/ срок владения: 1 - 3 года

Комментарий:

Раньше мерсы были во много раз качественнее и надежней. Я работал на мерсе 2017 года, почти новый был, пробег около 50 тысяч. По комфорту, конечно, удобный, ход мягкий. А вот с надежностью сильно подкачал. Переход на пониженную сопровождается хрустом, движок работает неровно, ходовая слабая, машина идет мягко, но на долго ходовой не хватает. Машина абсолютно не устойчива к коррозии, очень много рыжиков, закрашивали, но толку нет.

+2