Самый уникальный автомобиль General Motors

Как разрабатывался и как был устроен первый в истории лунный автомобиль Lunar Rover Vehicle?

Идея создания лунного автомобиля возникла еще в 1964 году, когда только шла подготовка к лунной программе NASA.

Первой идеей было создание закрытого фургона с экипажем два человека. Это был крупный автомобиль массой около трех тонн. В нем два астронавта могли не только работать, но и жить в течение двух недель. То есть этакая космическая станция на колесах. Однако для доставки такого автомобиля на Луну требовался отдельный полет ракеты-носителя, что означало миллиарды лишних затрат. Очень скоро в NASA поняли, что они не могут потянуть такие расходы, и проект был закрыт.

Стало понятно, что нужен легкий автомобиль, который экипаж лунного модуля мог бы брать с собой в полет. И 11 июля 1969 года, как раз накануне успешной посадки первого пилотируемого аппарата Аполло 11 на Луну, было утверждено техническое задание на создание Лунного Автомобиля (Lunar Rover Vehicle, LRV). Основными контракторами проекта выступили Boeing и General Motors. GM разрабатывал все «автомобильные» компоненты аппарата: колеса, двигатели, подвеску, раму, систему управления. Boeing же отвечал за навигационную систему и электронику.

Одной из сложнейших задач оказалось создать лунное колесо. Жесткие колеса, какие применили на советском Луноходе, не годились. Ведь у русского «лунного трактора» максимальная скорость была всего 2 км/час. А LRV имел крейсерскую скорость 13 км/час, а максимальную — 18 км/час. А главное, LRV был пассажирским автомобилем и должен был везти астронавтов по лунному бездорожью с максимальным комфортом. При этом в техзадании указывалось, что LRV должен свободно преодолевать препятствия высотой до одного фута (30 см).

Резиновые пневматические колеса сразу отмели из-за их ненадежности. Ведь не будут же астронавты менять колесо на Луне в случае прокола, а камней с острыми краями там в достатке. Кроме того, LRV должен выдерживать перепады температур в 170 градусов Цельсия. Ведь поверхность Луны, освещенная солнцем, раскалена, в то время как в тени остается космический холод. Прибавьте к этому жесткое ультрафиолетовое и космическое излучение. Ясно, что не только резина, но и никакой компаунд не выдержит этих условий. Поэтому конструкторы предложили несколько проектов колеса с металлическими эластичными элементами. После длительным испытаний на полигонах остановили выбор на колесе из мелкой металлической сетки.

Поработать пришлось и с подвеской, которая должна была быть достаточно мягкой, и при этом выносливой и работать в тех же жестких условиях вакуума.

В результате автомобиль получился настолько комфортным, что астронавт-геолог Харрисон Шмитт из экипажа Аполло 17 был в восторге от поездок на LRV. А Шмитту пришлось немало поколесить по Луне, ведь он был первым (и единственным) геологом, исследующим Луну.

Но первой главной проблемой, с которой столкнулись конструкторы, была проблема размещения LRV на лунном модуле. В модуле оказался свободным лишь один отсек размером с пирамиду, с основанием 1.5 на 1.5 метра и глубиной 90 см, со стенками, сходящимися под углом 90 градусов. Понятно, что без инженерной хитрости никакой автомобиль в эту нишу было не засунуть. Конструкторы вышли из положения, предложив складной автомобиль. Сидения складывались в плоскую конструкцию. Передняя и задняя части рамы поворачивались на 180 градусов и укладывались на ее среднюю часть. Наконец, колеса поворачивались на 45 градусов в вертикальной плоскости и в таком виде LRV как раз принимал форму имеющегося отсека в лунном модуле. Гениальность этого решения состоит еще в том, что для раскладывания автомобиля после прилунения астронавту достаточно было лишь дернуть за веревочку.

Интересно была построена навигационная система. Ведь никаких «селено-позиционных» спутников вокруг Луны не было. Навигатор LRV запоминал все изменения курса и расстояния, пройденные между этими изменениями, и, как по нити Ариадны, мог привести LRV назад, к родному лунному модулю. Заблудиться астронавты не боялись.

Первым экипажем, который взял с собой LRV, был Аполло 15. Вслед за ним, все последующие экипажи, вплоть до Аполло 17, ездили на LRV.

Если до этого все лунные экспедиции высаживались в районах лунных морей, на равнинах, то с LRV на борту появилась возможность исследовать и более интересные, горные районы Луны, где астронавт на своих ногах просто не смог бы пройти. Благодаря LRV астронавты сумели изучить несколько интересных областей Луны, включая и потухший вулкан, где был обнаружен так называемый «оранжевый песок» — микрошарики оплавленного стекла. Были найдены также и белые кристаллы минерала, который многое рассказал ученым об истории происхождения Луны и о ее прошлом развитии.

В общей сложности LRV трех экипажей Аполло проехали по Луне 90.7 километров. Для сравнения, общий пробег двух русских Луноходов составил 49.5 км.

LRV таким образом стал первым в истории космическим автомобилем, успешно отработавшем на другом небесном теле. Если LRV можно назвать автомобилем, причем пассажирским автомобилем (или скорее, полноприводным кроссовером с электрической тягой), то советский Луноход можно сравнить с трактором, как собственно и назвал его Владимир Высоцкий.

Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.

Подпишитесь на «За рулем» в